На русском языке вышел «Манифест киборгов» Донны Харауэй
Он может научить ускользать от властных отношений в обществеРусскому читателю предлагается прочесть противоречивый манифест, вызвавший споры у представительниц всех направлений феминизма. Его автор, философ Донна Харауэй, в 1960-е годы одновременно изучала зоологию, философию и литературу в Колорадском колледже, а диссертацию по биологии защитила в Йельском университете.
В 1985 г. «Манифест киборгов» вышел в Америке как один из ответов на сексистский подтекст в литературе киберпанка 1980-х годов. Основой манифеста стал доклад Харауэй «Новые машины, новые тела, новые общности: политические дилеммы киборганической феминистики».
Киборг – метафора нового человека, сформированного не властными иерархиями, на которых строится цивилизация, а сетевым принципом, расширяющим наши права на информацию и коммуникацию. С появлением киберпространства, интернета, по мнению Харауэй, ликвидируется прежнее деление человеческого рода на мужчин и женщин и возникает фигура киборга, лишенная пола и гендера. Философ описывает мир киборгов как пространство без страха за противоречивые мнения и собственную неопределенность, рисует картину общества, в котором вопрос о нормальности всегда будет иметь несколько ответов и за любым из них не последует наказание со стороны власти. В каждой части манифеста Харауэй пишет о том, что человек в обществе позднего капитализма может находиться сразу в нескольких психологических/социальных состояниях и быть независимым от принудительного самоопределения. Преимущество киборга в том, что у него нет памяти об утраченной целостности с божественным миром, разрыв с которым переживает европейский человек. В отличие от него киборг «привержен частности, иронии, интимности, перверсии. Он оппозиционен, утопичен и совершенно лишен невинности».
Как и большинство манифестов, текст Харауэй трудно назвать логичным и непротиворечивым. Заслуга Харауэй – пересказ не слишком известных в России теорий феминизма, описание научной фантастики, в которой поднимаются постгендерные проблемы. В примечаниях и списке литературы (они занимают треть книги) приводятся работы о взаимоотношениях левых и технологий, указания на киборганическую поэзию. Следуя за левыми теоретиками, а попутно критикуя их позиции, Харауэй отмечает, что знание о мире и о нас самих «загрязнено» прежде всего способами, которыми мы его получаем: «Мои тело и разум настолько же сконструированы гонкой вооружений после Второй мировой войны и холодной войной, как и женскими движениями».
Манифест Харауэй – инструкция, пусть и утопическая, для ускользания от властных отношений. Сегодня фигура киборга все еще кажется скорее горизонтом, временным состоянием жителей мегаполиса, которые часто теряют вместе с файлами понимание о том, кто они сегодня – люди, машины или животные.
Донна Харауэй. Манифест киборгов: наука, технология и социалистический феминизм 1980-х. – М.: Ад Маргинем Пресс, 2017