Нельзя объять Бременский фестиваль
На нем поют оперу, играют церковную музыку и дают концерты – иногда даже одновременноMusikfest-Bremen считается одним из самых крупных немецких фестивалей, сочетающих коммерческий успех и высокую содержательность концертных программ. Основанный 27 лет назад барочным скрипачом, ныне профессором Томасом Альбертом фестиваль за прошедшие годы превратился в важнейшую культурную институцию, которой Бремен по праву гордится.
Начинается фестиваль массированным залпом концертов, которые проходят в один вечер, одновременно, тремя сериями, во всех залах, церквях и дворцах, обступающих Маркплатц. Акция называется Eine Grosse NachtMusik («Большая ночная серенада») и сопровождается пышным фейерверком.
Фестиваль длится полных три недели и охватывает не только Бремен, но и его далекие окрестности. Внутри основной фестивальной программы – с гастролями именитых оркестров, солистов и барочных ансамблей – в прибрежных городках Куксхафене, Каппеле и даже нидерландском Гронингене проходит органный «Арп Шнитгер фестиваль»: там в старинных церквях еще сохранились великолепные барочные органы знаменитого мастера XVII в. Арпа Шнитгера.
Первый шедевр
Раннебарочная оперная традиция на фестивале представлена «Орфеем» Монтеверди: его исполнили ансамбль L’Arpeggiata, руководимый Кристиной Плухар, Роландо Виллазон в титульной партии и Магдалена Кожена в важнейшей партии Вестника.
Но центральными событиями фестиваля становятся концертные исполнения опер, преимущественно барочных или раннеклассических. В этом году два из них представили собой квинтэссенцию стиля бельканто – «Монтекки и Капулетти» Беллини с ансамблем Europa Galante и «Танкред», ранняя опера Россини. Последняя прошла в исполнении Accademia Bizantina с участием несколько поблекшей примадонны Патрисии Чьофи (Аменаида) и пылкой, воодушевленно-страстной Марианны Пиццолато (Танкред), которая непринужденно демонстрировала впечатляющую гибкость и техничность своего красивого контральто.
Другая важнейшая составляющая мультижанровой программы – симфонические концерты. Концерт Оркестра Берлинского радио под управлением Владимира Юровского оставил яркие впечатления прежде всего тем, как здорово Юровский управился с Рихардом Штраусом. Юровский уже сейчас плотно работает с берлинским оркестром, хотя официально возглавит его лишь с будущего года. Будущий худрук уже потихоньку меняет характеристики звучания, приучая музыкантов к более дифференцированной, тонко градуированной манере игры. Пока что «Пражская» симфония Моцарта показалась несколько резковатой, напряженной по струнному звуку, хотя фразировка была отделана тщательно, а игру берлинцев, что и говорить, отличала сугубая корректность артикуляции и верность тексту. Зато в «Четырех поздних песнях» и поэме «Так говорил Заратустра» Рихарда Штрауса оркестр взял реванш, пощеголяв пышным звучанием и сполна насладившись прихотливо-изменчивыми гармоническими узорами.
Поразительно тонко, умно и глубоко отыграл свою сольную программу в Die Glocke – главном концертном зале города – Даниил Трифонов. Этот юноша не перестает изумлять, каждый раз представляя публике абсолютно уникальное, ни на что не похожее слышание давно и хорошо знакомых сочинений. В его интерпретациях всегда сквозит точная, концентрированная мысль. Но не только: чувствуется безошибочно опознаваемый критически-композиторский подход к чужой музыке, который позволяет Трифонову преображать репертуарные опусы – Сонату Шуберта соль мажор и даже Чакону Баха, переложенную для левой руки Брамсом. Трифонов умеет заражать аудиторию сосредоточенным вслушиванием в таинственную суть музыки. Он настолько погружен в это занятие, что его отрешенная игра производит гипнотическое воздействие. Так случилось в масштабной Первой сонате Рахманинова, которую публика выслушала в напряженной тишине – хотя музыка была им явно неродная и незнакомая.
Успех был полный. Даниил, словно очнувшись от сеанса медитации, обводил топочущий, беснующийся зал смущенным и растерянным взглядом, постепенно возвращаясь к реальности. Рецитал, превращенный в трудный акт самопознания, стал триумфом не только пианиста – но русской пианистической школы.
Завершит фестиваль выступление хора и оркестра Music Aeterna под управлением Теодора Курентзиса. Десятого сентября пермяки дадут в Бремене «Королеву индейцев» Перселла в концертном исполнении, совершая тур по европейским фестивалям.
Бремен