Триллер «Не дыши» представил маньяка нового типа

Он незряч, но очень опасен
Раз, два, три, четыре, пять, Стивен Лэнг идет искать
Раз, два, три, четыре, пять, Стивен Лэнг идет искать / WDSSPR

Не дыши – потому что он все слышит. Зря вы залезли в тот дом. Ладно Мани, он дебил, поэтому никто не удивится, если его грохнут первым. Но ты-то, Алекс, не хотел. Но не мог не пойти за Роки, она рыжая и заводная, она подружка Мани, а ты в нее влюблен.

Давай, Алекс, с нами! Уедем из Детройта в Калифорнию, вот только обнесем дом слепого старика в заброшенном районе, где даже крик никто не услышит. Дело-то плевое, у тебя есть ключ и код от сигнализации, ведь этот дом под охраной фирмы твоего отца, верно, Алекс? Все так, но, может, не надо? Раньше они никогда не крали деньги, только вещи и не дороже $10 000, чтобы в случае провала не пойти по серьезной статье. Но тут другое дело, несколько сотен тысяч, всего один раз, и мы точно сможем уехать из этой дыры в Калифорнию. Роки, ты увезешь маленькую сестру, и никто никогда вас больше не унизит.

Кто здесь? Сколько вас? Старик слышит звон разбитого стекла, скрип половицы, крепкая рука уверенно сжимает рукоять револьвера. Он потерял зрение в Ираке, но умеет стрелять на звук и знает в доме каждый сантиметр. А если выключить свет, у вас, ребята, не будет ни единого преимущества.

Съемки на ощупь

Во время съемок актер Стивен Лэнг носил контактные линзы, которые служили не только элементом грима, но и реально ограничивали его зрение: практически он различал только свет. Актеры Джейн Леви и Дилан Миннет, в свою очередь, надевали линзы для сцен, происходивших в темноте. Эти линзы также существенно ухудшали их зрение.

Кому тут сочувствовать, не вопрос. Слепой ветеран, потерявший дочь в автокатастрофе (за что и получил большую денежную компенсацию), конечно, не жертва. Травма – основа хорошего маньяка (вспомним хотя бы заживо сожженного Фредди Крюгера), и Стивен Лэнг играет не беспомощного старика, а смертельно опасного психопата. Дети, прячьтесь по углам, он идет искать. Вы вели себя плохо и заслужили наказание, но ведь не настолько суровое, нет. Вы не такие плохие, чтобы оказаться в этом страшном подвале. Нам ведь рассказали, как Роки любит сестренку. А у Алекса доброе лицо, и он любит Роки.

Полнометражным дебютом уругвайского режиссера Феде Альвареса был ремейк «Зловещих мертвецов» Сэма Рэйми. Альварес превратил классический гран-гиньоль в тупую мясорубку, но мясорубка принесла в мировом прокате $97,54 млн при бюджете в $17 млн, и у Рэйми-продюсера вряд ли остались основания для недовольства. «Не дыши» (где Рэйми снова один из продюсеров) обошелся в производстве еще дешевле ($9,9 млн), но качество продукта очевидно повысилось.

Как и в «Зловещих мертвецах», действие «Не дыши» замкнуто в доме, но теперь на экране гораздо меньше крови и больше саспенса, изобретательнее отыграно пространство, а главное – есть движущая сила. Герой Стивена Лэнга – не просто маньяк-психопат, он живая метафора слепого ужаса и неотвратимости наказания. Его изрезанное морщинами лицо с глазами-бельмами напоминает античную скульптуру. Взгляните на него и не спрашивайте, почему в первый же уикенд мирового проката фильм окупился почти втрое ($28,41 млн).

Чего по-прежнему недостает режиссеру Альваресу, так это чувства юмора (отлично развитого у его наставника Сэма Рэйми). Но, может, ему и не надо. В конце концов, поклонники триллеров и ужасов ходят в кино не затем, чтоб похихикать. До того ли, когда дыханье сперло.