Юбилей Ardani Artists в Нью-Йорке доверили балетной молодежи
25-летие независимой российской компании отметили постановками подающих надежды хореографов
Афиши с Вишневой в роскошном костюме эпохи Людовика XIV украшают Нью-Йорк. В середине 1990-х она была одной из первых, на кого сделали ставку Сергей и Гаянэ Даниляны, создавая свою продюсерскую компанию. За два с лишним десятилетия это сотрудничество ни разу не дало трещины: балерина взрослела, меняла приоритеты, статус, репертуар, собственный образ, но всегда дорожила работой с Ardani Artists. Юбилейный концерт компании в нью-йоркском City Center оказался первым, когда Сергей Данилян буквально за несколько часов до начала был вынужден объявить о том, что звезда его программы не сможет танцевать из-за травмы. Этот случай красноречиво демонстрирует все подводные камни в деятельности импресарио, не застрахованного ни от каких профессиональных землетрясений. Но мало кто, как Данилян, может виртуозно выйти из ситуации: из калифорнийского отпуска в Нью-Йорк срочно прилетел солист Мариинского театра Филипп Степин, и спешность замены сказалась лишь в отсутствии деталей костюма, но не в качестве его танца.
В балетном мире, где даже звезды первой величины чаще всего сами занимаются своими контрактами-гонорарами-авиабилетами, Данилян выглядит фигурой исключительной. Он не только представляет в Америке бесспорный Мариинский балет, он вывел на мировую сцену балет Михайловского театра, а имя хореографа Бориса Эйфмана превратил в международный бренд. Но для российских балетоманов Данилян ценен другим. В середине 2000-х он одним из первых почувствовал потребность нашей публики в новых идеях и новом балетном стиле в то время, когда большинство академических театров еще предпочитали душную предсказуемость проверенного веками репертуара. Практически одновременно Мариинский театр начал осваивать Форсайта, Большой аккуратно знакомился с Килианом и Макгрегором, Театр Станиславского заполучил в репертуар Ноймайера и Дуато, а Данилян соединил танцовщиков, добившихся выдающихся результатов в классике, и хореографов, располагающихся между неоклассикой и авангардом. Большинство из них даже профессионалы узнали только благодаря «Королям танца», сольным программам Дианы Вишневой, женскому проекту «Отражения», вечерам Натальи Осиповой и Ивана Васильева. Мозес Пенделтон, Каролин Карлсон, Сиди Ларби Шеркауи, Охад Нахарин свои российские постановки создали благодаря проектам Даниляна.
Божественное начало
Диана Вишнева, если бы она выступила, стала бы единственной звездой, которую Ardani Artists включила в свою юбилейную нью-йоркскую программу. Вся она была выстроена на неожиданном отрицании звездного принципа: вечер составился из трех одноактных балетов – «Глины» Владимира Варнавы, Tristesse Марсело Гомеса и «Дивертисмента короля» Максима Петрова – и явился презентацией начинающих хореографов. Для Нью-Йорка, уже больше полувека остающегося центром развития мировой хореографии, это очередной вызов, тем более что западный балетный мир давно исповедует принцип: «Танцовщики и классический балет – территория России, но современный балет – не их приоритет».
Данилян, составляя программу, как всегда, соединил провокацию и совершенство. Оставшись без Вишневой в финальной точке вечера, он вновь заставил восхититься исполнительским уровнем Мариинского балета – Филипп Степин и четверка мужчин-корифеев отменно стилизовали современную игру в старинный балетный променад, продолжив идею коллективной спаянности «Глины», в которой шестерка солистов то сливается в безупречный кордебалет, то распадается на три контрастные пары. А балетоманский экстаз поддержали участники Tristesse – патентованные короли танца Марсело Гомес, Фридеман Фогель, Денис Матвиенко и Хоакин де Луз, чьи фирменные трюки были изящно сервированы под музыку Шопена и изгнали последние признаки скепсиса из тех, кто не увидел в молодых хореографах нового Баланчина и нового Ратманского.
Нью-Йорк