В афише Зальцбургского фестиваля — много русских исполнителей и композиторов
Первое — в порядке вещей, второе случается нечастоКонцертная программа Зальцбургского фестиваля выгодно отличается от оперной и драматической: она лишена неприятных сюрпризов, редко кто из исполнителей способен здесь на провал.
Этим летом в Зальцбурге хватает русской музыки, в том числе и в цикле «Духовная увертюра», который теперь предшествует премьерам в опере и театре (нововведение Александра Перейры – то немногое, за что Зальцбург может быть ему благодарен). Сейчас программа «Духовной увертюры» названа Ex oriente lux («Свет с Востока») и посвящена прежде всего православной музыке. Среди выступающих был и хор санкт-петербургской Капеллы под управлением Владислава Чернушенко, исполнивший музыку от Ивана Грозного до Чеснокова, от Березовского до Свиридова.
Что впереди
Среди ближайших концертов – выступление венского филармонического оркестра под управлением Мариса Янсонса (20 и 21 августа), сольный вечер Роландо Виласона с итальянской музыкой (26 августа), концерт оркестра амстердамского Концертгебау с Даниелем Гатти, в программе, в частности, «Петрушка» Стравинского (30 августа). А завершит фестиваль Гевандхаусоркестр с Бетховеном от Герберта Бломштедта.
Сложнейшую программу предложил Хор Баварского радио под управлением Ховарда Армана: четыре фрагмента «Всенощного бдения» (1915) Рахманинова, Концерт для смешанного хора в четырех частях Альфреда Шнитке на стихи Грегора Нарекаци в переводе Наума Гребнева (собственно, он должен бы называться «Книга скорбных песнопений», как и поэма выдающегося армянского поэта и богослова, признанного Папой Римским Франциском одним из 36 «учителей церкви», но в советское время такое было невозможно), а также пьеса Арво Пярта Da pacem Domine (2004/06). Пярт создал ее в память о жертвах террористических взрывов на мадридском вокзале Аточа. Арман услышал концерт как единое целое, где тело музыки лишь случайно делится на фрагменты.
В рамках конкурса молодых дирижеров выступил лауреат прошлого года Лоренцо Виотти. 27-летний швейцарец – дирижер с именем и опытом, его победа скорее подняла планку конкурса, чем так уж была нужна самому профессионалу. Вместе с Симфоническим оркестром Венского радио он подготовил русскую программу с увертюрой Кабалевского к опере «Кола Брюньон» и Вторым концертом Рахманинова для фортепиано с оркестром – запоминающимся образом солировала Хатия Буниатишвили.
Украшением вечера – впрочем, это был утренний концерт – стала Вторая симфония Скрябина, редко исполняемая и в России, не говоря уже о Западной Европе. Виотти исполнил ее не без патетизма, оттененного акустикой Школы верховой езды, где проходило выступление. В симфонии слышны отзвуки Рихарда Штрауса (сам Скрябин, впрочем, открещивался от его влияния), но есть и то, о чем первый ее дирижер Анатолий Лядов сказал: «После Скрябина Вагнер превратился в грудного младенца со сладким лепетом». Лядову, впрочем, всюду мерещились декаденты, лезущие изо всех углов, а вот Виотти это вагнерианство в Скрябине воспринял с уважением, потому и звучал так убедительно.
Раз в году на Зальцбург опускается ангел Григория Соколова – вместе с самим Соколовым, разумеется. Концерт петербургского пианиста всегда здесь событие, в этом году он стал еще и самым продаваемым концертом фестиваля: к соколовским почитателям, ездящим за ним по всему миру, присоединились очередные новобранцы. Сколько ни иронизируй, но все же культ Соколова – а он есть – очевидно из числа «здоровых», среди его поклонников много людей, чувствующих мистику музыки, ее потаенные пространства. В забитом под завязку Большом фестивальном дворце кресла для публики установили даже на сцене: говорят, прежде такое было лишь на выступлениях Альфреда Бренделя и Маурицио Поллини. В практически темном зале прозвучали Арабеска и Фантазия Шумана (исполнялись без перерыва), а также два ноктюрна и Вторая соната Шопена.
Соколову нравится играть в Зальцбурге. Здесь в 2008 г. был записан концерт, который пианист после 20-летнего запрета на обнародование своих записей разрешил издать Deutsсhe Grammophon («Ведомости» писали о событии). В этом году вышел двойной диск с программой 2013 г., первая часть записана в Варшавской филармонии, вторая и бисы – в Зальцбурге.
После нынешнего концерта критики пишут о Соколове как художнике столетия, одна из рецензий называется «С другой планеты», другая утверждает – «лучше быть не может» и называет его «гигантом фортепиано», автор третьей считает, что лишь Соколов способствует нашему просветлению, и только москвичам приходится горько сожалеть о том, что вот уже много лет пианист в Москве не выступает, предпочитая ей Петербург и Зальцбург.
Фестиваль продлится до 31 августа