Карстен Шуберт написал книгу, как меняются музеи
И почему это перемены к худшемуБезусловное достоинство книги Карстена Шуберта «Удел куратора. Концепция музея от Великой французской революции до наших дней» в ее необходимости. Происходящие в мире музеев изменения остро нуждаются в осмыслении и критике. Что Шуберт и делает, не боясь прослыть консерватором, врагом прогресса и борцом с неизбежным.
Главный недостаток русского издания книги, выпущенной в рамках издательской программы «Гаража» и «Ад Маргинем пресс», – оно опоздало. Как справедливо замечено, «музеи реагируют на политические и социальные сдвиги с сейсмической точностью». Перевод сделан по третьему, дополненному изданию книги, вышедшему в 2009 г., а с тех пор положение в музейном мире не изменилось, но ухудшилось. Если считать, как Шуберт, что стремление превратиться в место массового развлечения, любой ценой привлекая посетителей, есть зло и профанация социально-культурной роли музея.
«То обстоятельство, что новый музей ищет спасение в коммерции, представляет собой исторический парадокс, поскольку идея музея как некоммерческой сферы всегда была для него программной». Первая часть книги – это рассказ об этом некоммерческом «всегда», т. е. о 200-летнем (точнее, с 1760 г. по 1980-е) существовании музея как места сохранения культуры, просвещения зрителя, готового к самостоятельным оценкам и эстетическим переживаниям.
«Концепция музея выросла из стремления сделать элитарную культуру широкодоступной, дабы обеспечить публике доступ к самому высокому уровню знаний и доставить ей максимум удовольствия». Главами отмечены в книге события и люди начиная с открытия Лувра как публичного музея. Описана, например, деятельность Вильгельма фон Боде, выдающегося организатора музейного дела, он ввел хронологический принцип показа коллекций. Отдана дань Альфреду Барру, превратившему нью-йоркский MoMA в «лабораторию, предлагающую публике участвовать в экспериментах». Описана тяжелая послевоенная ситуация, когда европейские музеи бедствовали, а американские обогатили коллекции благодаря покупкам за океаном. Отдана дань и Центру Помпиду как открытому музею нового типа.
Расцвет музеев, считает Шуберт, начался в 1980-е гг. с развития массового туризма. «Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что до сего момента аудитории, ее потребностям и побуждениям уделялось относительно мало внимания и что история музея от Великой французской революции до настоящего времени может быть описана как постепенное перемещение фигуры зрителя с периферии в центр музейной деятельности».
Обслуживание потребностей массового зрителя, взгляд на музей как на международную корпорацию (антигерой книги – бывший директор Музея Гуггенхайма Томас Кренц, заразивший музейный мир «синдромом Макдональдса»), увлечение выездными выставками (эксплуатируют и портят экспонаты), сосредоточенность только на популярных сюжетах (слово «импрессионизм» всегда сделает кассу) – все это позволяет музеям выжить, но и уничтожает их. «Прошли – увидели – купили футболку» – вот и все, что может сказать зритель о посещении музея, резюмирует Шуберт.-
Карстен Шуберт. Удел куратора. Концепция музея от Великой французской революции до наших дней. М.: Ад Маргинем Пресс, Музей «Гараж», 2016