Фестиваль Иегуди Менухина в Гштааде проходит по заветам великого скрипача

Но благодаря Ивану Монигетти там умеют и оттенить академизм развлечением
На фестивале Иегуди Менухина в Гштааде соблюден образцовый баланс между развлечениями и серьезными занятиями музыкой/ пресс-служба фестиваля Менухина

Практически все крупные европейские фестивали имеют внутри концертной программы мощную образовательную составляющую. Особенно же этим увлекаются в Швейцарии: достаточно вспомнить знаменитую летнюю Люцернскую академию, основанную Пьером Булезом на базе Люцернского фестиваля. Еще дальше пошли по этой стезе в Вербье, где во время фестиваля работает пять потоков мастер-классов по разным специальностям, включая оперное пение и арт-менеджмент.

Фестиваль, проходящий в уютнейшем швейцарском городке Гштааде, уставленном аккуратными деревянными шале, носит имя Иегуди Менухина. Сам Менухин придавал огромное значение музыкальному образованию молодежи, учредив в 1963 г. в Лондоне знаменитую школу – она считается сейчас одним из самых престижных музыкальных учебных заведений среднего звена и выпустила немало знаменитых скрипачей. В 1977 г. на фестивале в Гштааде великий скрипач создал Интернациональную академию музыки Менухина (IMMA), куда принимают по конкурсу. Студентам предоставляется возможность заниматься с выдающимися музыкантами и выступать в концертах фестиваля.

В прошлом году в списке специальностей академии появилась еще одна – дирижирование. Возглавить курс пригласили Неэме Ярви – маститого эстонского мэтра, старшего представителя дирижерской семьи Ярви: Пааво и Кристиан – его сыновья. Ярви рачительно подготовил к показу пятерых: молодые дирижеры (из которых двое – эстонцы) с разной степенью совершенства, свободы и вовлеченности продирижировали частями скрипичных концертов Бетховена и Брамса в маленькой старинной церкви, украшенной наивными, почти совсем уже выцветшими средневековыми фресками.

Сам концерт представлял собой реконструкцию концерта 1929 г., на котором молодой Менухин дебютировал с оркестром Берлинских филармоников; дирижировал тогда Бруно Вальтер. В наше время едва ли кто-то решится составить программу симфонического вечера исключительно моножанрово, из скрипичных концертов. Во времена Менухина это, видимо, было приемлемо – хотя возможно и то, что было сделано исключение для экстраординарно одаренного юноши.

Скрипичные гала и камерные вечера квартетной музыки, пожалуй, самые востребованные форматы на крупном, длящемся 60 дней фестивале, носящем имя великого скрипача. В этом году в Гштааде и сопредельных городках Занене и Лауене выступали Квартет Эбене и итальянский Chiaroscuro Quartet, первую скрипку в котором играет выпускница Лондонской школы Менухина – неистовая Алина Ибрагимова. Очевидный лидер ансамбля, она властно вела за собою музыкантов в квартете Шуберта «Девушка и Смерть». Четырнадцатый квартет ре минор – невероятно сложная по фактуре, сногсшибательно быстрая по темпам музыка – был сыгран с бешеным темпераментом, с романтической, возвышенной, сжигающей себя самое страстью, что так привлекает в подлинном, не щадящем себя музицировании. Флюиды силы, горячечный пыл, исходившие от Ибрагимовой, казалось, озаряли огненными сполохами стены полутемной церкви.

В жанре карнавального развлечения был задуман костюмированный концерт «Ночь виолончелей в бразильском духе», где затейником выступил Иван Монигетти, успевший выпустить в Швейцарии целую плеяду учеников, среди которых знаменитая Соль Габетта.

Вместе с нею и еще 12 виолончелистами Монигетти представил пеструю, но не лишенную интриги программу: от Вивальди и «Бахианы № 5» Вилла-Лобоса – до Оффенбаха и Астора Пьяццоллы со спорадическими включениями Кнайфеля и Соллимы. Программу завершили бисы «в русском стиле» – как говорится, ничто не предвещало. Украсив чело кокошником, Габетта уселась рядышком с бывшим педагогом и с нужной степенью протяжной тоскливости завела меланхолический мотивчик старинного русского романса «Выхожу один я на дорогу», плавно перетекший в шуточный припляс «Коробейника».

Народ, собравшийся под фестивальным тентом, где проходят самые многолюдные концерты, был в полном восторге. Был ли бы в восторге Иегуди Менухин, 60 лет назад инспирировавший появление в Гштааде фестиваля, движимый благородным побуждением оставаться верным духу серьезной академической музыки? Этот вопрос остался открытым.-

Гштаад