Фестиваль «Окно в Европу» завершился победой якутского фильма «Его дочь»

Cоревноваться ему было практически не с чем
Якутский фильм «Его дочь» рассказывает о девочке, открывающей мир
Якутский фильм «Его дочь» рассказывает о девочке, открывающей мир / «ОКНО В ЕВРОПУ»

Торжества по случаю закрытия 24-го кинофестиваля «Окно в Европу» ознаменовались явлением двух крупных начальников – министра культуры и спикера Госдумы. Спикер был настоящий, Сергей Нарышкин, и прибыл на церемонию в Выборгский замок в сопровождении десятка охранников. По такому случаю на входе в замок впервые за почти четверть века фестивальной истории установили металлоискатель, потому что до обычных киноработников, включая звезд первой величины, никому никакого дела нет, зато на государственных мужей нездоровые силы так и норовят покуситься с целью дестабилизировать обстановку в стране. Спикер держал пространную речь, формально посвященную кино, но в ней нашлось место и осуждению противоправных санкций, так как фестиваль своим именем манифестирует нашу открытость Европе, а Европа своими ответными действиями в последнее время нас расстраивает.

Министр культуры появился в Выборге за несколько часов до спикера и был в отличие от него вымышленным: его блистательно сыграл Сергей Маковецкий в новелле Бориса Хлебникова, вошедшей в официальный фильм закрытия – футурологический альманах «День до». Последний день своего рабочего и в целом земного существования накануне роковой встречи с гибельной кометой министр проводит, во-первых, в женском платье, а во-вторых, в выяснении отношений с убогим поэтом-песенником (Сергей Бурунов), который прорвался к нему на прием.

Две звезды

Имя исполнителя главной роли в фильме «Так сложились звезды» Берика Айтжанова едва ли что вам скажет, зато информация о том, что Михаила Горбачева сыграл Игорь Угольников, а Раису Максимовну – Дарья Мороз, должна подвигнуть к просмотру этой картины всех, кто еще не успел этого сделать.

Лично я между министром и спикером в выборгской версии безоговорочно выбираю второго, но на безусловности своего выбора ни в коей мере не настаиваю. Зато я уверен в точности выбора, который сделало жюри основного конкурса, возглавляемое Сергеем Урсуляком. Судя по всему, это жюри в своем выборе было еще уверенней моего, так как не только главный, но и специальный приз «За чистоту и глубину авторского высказывания» присудило фильму Татьяны Эверстовой «Его дочь». Таким двойным акцентом, надо полагать, жюри указало на художественную единственность этого фильма в конкурсе, и основания для подобного радикализма у него, надо признать, были.

Якутское кино, отдаленное от московских денег, развивается самобытно, и честное тому доказательство – скромное, трепетное мемуарное кино о детских переживаниях маленькой девочки, не знавшей отца, открытой миру и всему тому, чем он может наполнить ее жизнь. С главным жюри солидаризовались кинокритики, присудившие «Его дочери» диплом, а главную награду – драме Карена Геворкяна «Вся наша надежда» о большой шахтерской семье и проблемах, которые в ней сообща и порознь решают.

В конкурсе «Выборгский счет», где правят бал зрители, а победитель выявляется по результатам их голосования, больше всего голосов набрала показанная в авторской версии «Контрибуция» Сергея Снежкина. Его присутствие в фестивальной программе не ограничилось экранизацией повести Леонида Юзефовича про поиски пропавшего бриллианта в дикое количество каратов в 1918 г.: режиссер Снежкин в сегменте «копродукция» дополнительно представил фильм «Так сложились звезды» – байопик о Нурсултане Назарбаеве, первом и на сегодня последнем президенте Казахстана. А также – о звездах, которые сошлись над президентской головой таким восхитительным образом, что альтернативы ему не предвидится.

Второе место в зрительском конкурсе заняло назидательное кино «Тэли и Толи» о том, что желание грузинского и осетинского народов жить в мире и согласии сильнее политических распрей. Этот фильм Александра Амирова в фокус фестивального интереса не попал, но «Выборгский счет» все же зарегистрировал его второе место, а значит, так тому и быть. Третьим зрительским избранником стал «Хороший мальчик», зафиксировав тем самым единство выборгской публики и профессионального жюри «Кинотавтра», присудившего «Хорошему мальчику» Гран-при.

Выборг

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)