Театральная лаборатория в Свияжске нашла модель альтернативного туризма

Участники «Свияжск артели» осмыслили и освоили уникальный остров с помощью театра
Если огородить актрису и поставить табличку, будет разом и театр, и музей/ Юлия Калинина

Идея в том, что на остров высаживаются три пары режиссер – драматург, которые, оказавшись поближе к природе и подальше от цивилизации, сочиняют три эскиза. Проект называется «Свияжск артель», придумал его неутомимый организатор театральных лабораторий по всей стране Олег Лоевский, а реализовал казанский фонд «Живой город» при поддержке министерства культуры Татарстана. В первый год лаборатории драматурги и режиссеры работали над документальными пьесами, используя письма начала XX в., интервью жителей, а также мифы и легенды острова. Вторая «Свияжск артель» была посвящена сказкам Пушкина. Темой третьей лаборатории стал сам остров.

«Единственный берег» драматурга Юрия Клавдиева и главного режиссера Красноярского ТЮЗа Романа Феодори игрался в здании пожарного обоза и низшей ремесленной школы. Феодори разобрал по фрагментам и смонтировал в единый сюжет три текста, где доправославное и языческое соединяются с раннесоветским. Первый – история любви орла и лошади. Второй – монолог душевнобольного обитателя Свияжского монастыря начала XX в. (актер Казанского ТЮЗа Анатолий Малыхин превратил героя чуть ли не в свияжского Христа). А сшивает их монолог реки Свияги, раздражающейся по поводу всего – от купальщиков до рыб. Тем временем на столе, покрытом синей скатертью, актеры в черных одеждах, моментально отсылающих к театру кукол, возводят свой остров. Свияжск вырастает из горы овса и подручных материалов: из перекрестов спичек и гвоздей получаются кресты, из луковиц, закрепленных на стаканах и стопках, – купола, книга «Приключения майора» оказывается крышей, а буханка хлеба – домом. Микромир позволяет выстроить заданный текстом масштаб без пафоса. Остается удивляться высоте, взятой Феодори за несколько дней.

Артель в цифрах

Показы лаборатории «Свияжск артель» посетили 815 человек. Спектакль-акция Дмитрия Волкострелова «Музей мест которые» шел без остановки пять часов. В эскизах приняли участие 15 актеров из Санкт-Петербурга, Москвы, Минска, Орла, Казани, Ульяновска и Харькова.

Второй эскиз – казанского режиссера Регины Саттаровой по тексту драматурга Павла Полякова – игрался на дебаркадере Свияжского центра водного туризма. Место действия одновременно и подыграло, и помешало казанской команде, оказавшейся в уязвимом положении. Наблюдать за яхтами на причале или вдруг присевшим на балку голубем и слушать шум взлетающих вертолетов часто оказывалось интереснее, чем следить за документальным воспроизведением рассказов жителей острова. Все решил финал – тихо зазвучавшая песня из детства про чудо-остров.

Совершенно иначе работает в предложенных лабораторией условиях режиссер и создатель театра post Дмитрий Волкострелов, придумавший спектакль-акцию «Музей мест которые».

Вообще-то текст для Волкострелова должен был писать его постоянный соавтор, драматург Павел Пряжко. Но до Свияжска Пряжко не добрался, и текст писали актеры и режиссер. Идея Волкострелова – всматриваясь в повседневность, создать музей индивидуального контакта с островом. Разрозненные фрагменты складываются в единый метатекст, звучащий или не звучащий в 15 разбросанных по острову местах. Это может быть «Место которое Свияжск 1997» (сопоставление событий и цен 1997 г.: госпитализация Ельцина и объявление Свияжска памятником истории и архитектуры, водка по 16 000 руб. и хлеб по 1000 руб.). Может быть «Место странствия» (девичье признание о желании увезти корягу с пляжа). «Место которое шумит место которое говорит место которое дает надежду» (пунктуация авторов часто служила предметом удивления зрителей) предлагает помолчать в лодке и неожиданно рифмуется с «Местом которое музыка», где звучит 9-я симфония Бетховена, и молчанием во многих местах – например, в месте, «где есть возможность театра».

Обезличенному исполнению дает объем проступающая в каждом актере-проводнике-функции личность. А обитатели и гости Свияжска становятся экспонатами в музее. Например, во время третьего круга работы музея прямо за табличкой с «местом, где возможен театр», две пятилетние девочки расстелили плед и притащили на него плюшевых медведей. Из окна с резными ставнями деревянного дома, стоящего возле «Места, где история соединяется с современностью», прямо во время исполнения текста вдруг появился силуэт женщины в цветастом халате и с айфоном. А случайные столкновения с экскурсионными группами и вовсе показали, что «Музей мест которые» мог бы стать альтернативой традиционному «посмотрите налево». В планах – осуществить это в следующем году. И сейчас кажется, что этот театр может быть не только эстетически актуален, но и коммерчески успешен.

Свияжск