Издана русская книга о легендарном оперном интенданте Жераре Мортье

В нее вошли его мемуары, воспоминания соратников и интервью
Жерар Мортье руководил престижнейшими фестивалями и театрами/ Пресс-служба Пермского оперного театра

Дягилевский фестиваль в Перми выпустил уникальную книгу о Жераре Мортье – увесистый том мемуаров легендарного оперного интенданта, без которого невозможно представить жизнь оперного театра Европы на рубеже XX–XXI вв. «Драматургия страсти» – так назвал Мортье свои компактные, но емкие заметки о природе, сущности, социальной функции и миссии современного оперного театра, подкрепляемые точными и остроумными наблюдениями автора о связи сценической и музыкальной драматургии с архитектурой здания и гением места. Его размышления о тонкостях коммуникации с публикой и медиа, снабженные массой афористичных выводов, поражают простотой и верностью.

Системность мышления истинного философа, эрудиция, поверяемая опытом повседневной театральной деятельности, – вот что более всего восхищает в этих записках. «Драматургия страсти» – символ веры крупного театрального лидера, который осознает свой путь как миссию.

Путевка

Впервые Курентзис выступил в Парижской опере в спектакле «Дон Карлос» в 2008 г. Затем последовали постановки в Teatro Real, где Мортье познакомил его с Питером Селларсом, режиссером из так называемого ближнего круга Мортье. И Селларс поставил в Перми замечательный спектакль по «Королеве индейцев» Перселла, получивший кучу «Золотых масок».

«Пробуждать сочувствие к человеку, побуждать к размышлению о вопросах человеческого бытия, неподвластного законам, и убеждать человечество, что мир может стать лучше, чем он есть сейчас» – так сформулировал Мортье свою гуманистическую задачу. Его путь в искусстве был нелегким. Мортье часто был окружен плотным облаком непонимания и злобы, а нападки на него и на проводимую им художественную политику бывали порой очень ожесточенными. Но Мортье упрямо шагал по избранному пути. Он был воистину велик – с его отчаянным упрямством, дерзостью и мужеством борца. Но и детская веселость, и идеалистический энтузиазм жили в его душе. Он, безусловно, останется в истории как культурный герой, сумевший перевернуть и переформатировать наши представления о современном оперном театре.

Первое издание «Драматургии страсти» вышло на французском в 2009 г., впоследствии книга была издана и на других европейских языках. Уникальность русскоязычной версии книги, переведенной личным секретарем и соратником Мортье Борисом Игнатовым, в том, что 100-страничные мемуары дополнены и расширены воспоминаниями современников, интервью, данными Мортье русским журналистам в разные годы. А также, что особенно ценно, полным списком постановок, осуществленных в бытность Мортье интендантом брюссельского Ла Монне, Зальцбургского фестиваля и фестиваля Рутриеннале, Opera de Paris и мадридского Королевского театра – последнего места работы.

То, что эта книга появилась не в Москве, а в Перми – презентация тома прошла во время дягилевского фестиваля, отнюдь не случайно. В Пермь Мортье охотно приезжал в последние годы жизни по приглашению художественного руководителя Пермского оперного театра и фестиваля Теодора Курентзиса, которому Мортье, без преувеличения, дал путевку в большую европейскую оперную жизнь.

Мортье всегда становился абсолютно счастливым, когда открывал для себя новые таланты и сводил их вместе. Он искал и находил единомышленников, разделявших его эстетические и этические взгляды. Мечтал приехать в Пермь и сделать здесь образцовый европейский театр. Не успел. Но в память о нем на деньги Премии Дягилева, врученной Мортье посмертно в 2014 г., его пермские друзья выпустили в издательстве «Арка» замечательную книгу. Я уверена, что она станет настольной для любого, кто интересуется оперным театром и – шире – гуманистическими ценностями, которые исповедовал Мортье, считавший, что «театр – это религия человечности».