В фильме ужасов «Отмель» акула пытается съесть серфингистку

Это чистый жанровый аттракцион под видом истории про волю к жизни
Зритель периодически чувствует себя акулой
Зритель периодически чувствует себя акулой / kinopoisk.ru

Первый раз она только прикусывает. Цапает блондинку-серфингистку Нэнси за бедро и дает ей доплыть до дохлого кита, а потом до крохотного рифа метрах в ста от берега. Легко могла бы догнать и тяпнуть как следует – но какое тогда кино?

Позади быстрая завязка сюжета. Как Нэнси (Блейк Лайвли) оказалась одна на мексиканском пляже, названия которого не знает. Что случилось с ее матерью. Что вообще в ее жизни не так. Небольшой психологический портрет героини, необходимый для зрительского сопереживания.

Окупаемость

Часть фильма снималась на побережье Австралии, но многие сцены были поставлены в гигантском бассейне. А сценарий Энтони Джазвински в 2014 г. попал в Blacklist – список самых многообещающих сценариев года, по которым так и не были сняты фильмы. Проект был реализован два года спустя и, как и ожидалось, оказался коммерчески успешным. Свой бюджет ($17 млн) фильм практически окупил уже в первый уикенд американского проката, собрав $16,8 млн. Сейчас сборы «Отмели» по всему миру составляют $48,13 млн.

Впереди долгое соревнование в стратегии и тактике: девушка против большой белой акулы. Почти ничего и никого лишнего. Пляж обычно пуст, а если там появляется случайный персонаж, можно быть уверенным, что проживет он не больше пяти минут. Сценарист Энтони Джазвински и режиссер Хауме Кольет-Серра цинично расправляются с беспечными отдыхающими. «Стойте! – кричит им со своего камня героиня. – Здесь акула!» «Девушка, тут не бывает акул!» – весело кричат в ответ серфингисты и гребут навстречу волне. Зритель вжимается в кресло. У смерти большие зубы.

Показывая из-под воды (как будто камера смотрит глазами акулы) ноги или руки Нэнси (ей нужно успеть куда-то взобраться, что-то схватить), режиссер пытает публику, зная, что та и страшится, и ждет: неужто все-таки откусит? Тревога не должна отпускать даже в минуты передышки. Нэнси, не спи! Не надо свешивать ногу в воду!

А таймер отсчитывает время до отлива, потом до прилива, который скроет камень-убежище. Терпение акулы бесконечно. Уплывать незачем, рядом полно еды (кит), за человеком акула охотится не от голода.

А помощи все нет. Но мы уже знаем, что Нэнси сильная и умная, сама справится. Обманет акулу, выбьет ей зуб, даст пяткой в нос.

Драматургия атак и передышек выстроена грамотно. Ежеминутно пугать публику, конечно, нельзя, но расслабиться, заскучать «Отмель» ей не дает. В моменты покоя и отдыха Нэнси всегда есть чем заняться. Зашить рану сережками. Использовать гидрокостюм в качестве тугой повязки. Поговорить с птицей. Оказать ей первую ветеринарную помощь. Досуг с героиней коротает живописно забрызганная кровью чайка, которой Нэнси вправляет вывих крыла и кормит ее крабовым мясом. Иногда вам начинает казаться, что это просто бред, вызванный обильной кровопотерей, но тут-то и подплывает акула: соскучились? Хватит загорать, пора опять поплавать.

Драматург и режиссер, конечно, делают вид, что это кино не столько про блондинку в опасности, сколько про волю к жизни – и Блейк Лайвли изо всех сил играет именно это. Но понятно, что публика ходит на такие фильмы не ради морального урока, а ради чистого аттракциона. «Отмель» его дает, эксплуатируя простейшие страхи и желания и почти не отвлекаясь на что-то еще. Вам нравится Нэнси в купальнике. Вам интересно, как она увернется от челюстей. Не ухватят ли ее за бочок, не откусят ли голову. И в общем ясно, что не откусят, но ведь почти! И снова! Нет! Только не это!

Эх, ну кто так кусает!

По-честному надо, конечно, признать, что зритель такого кино – тоже отчасти акула.