Клоун Слава Полунин и скрипач Гидон Кремер сыграли в Зимнем театре Сочи «Снежную симфонию»
Жюри премии «Мастер» признало спектакль лучшим шоу года, а Полунина – клоуном годаМеждународная цирковая премия «Мастер» была придумана топ-менеджерами Росгосцирка Вадимом Гаглоевым и Олегом Чесноковым всего два года назад, но стремительно завоевала популярность. В Сочи приезжают только самые-самые из лучших цирков мира. Престижного «Мастера» вручают, как полагается, на манеже Сочинского цирка, среди номинантов – дрессировщики, жонглеры, акробаты и прочий цирковой люд со всего света. Попадание Славы Полунина с его «Снежной симфонией» в число номинантов «Мастера» и уж тем более победа над конкурентами в номинации кажется на первый взгляд весьма странной историей. Какой же это цирк, если полунинские клоуны много лет назад из него сбежали? Вместо опилок под ногами – скрипучие театральные половицы, да и вообще это наполовину концерт классической музыки, где честь по чести играют Бенджамина Бриттена, Альфреда Шнитке и Гию Канчели.
Но по какому же ведомству прикажете проводить «Снежную симфонию»? Если завтра ее создателям вручат театральную премию, то и в этом будет определенная натяжка. Полунин позвал Гидона Кремера на ту территорию, что принято называть «новым цирком»: на этой нейтральной полосе между цирком и театром порой встречаются цветы необычайной красоты, но цветам этим не всегда просто придумать название.
Доедут ли до Москвы
«Снежная симфония» в противоположность «Снежному шоу» задумана как разовый проект, но Слава Полунин и Гидон Кремер надеются в следующем сезоне показать свою совместную работу в Москве.
«Снежная симфония» – это вариация на темы «Снежного шоу» (Snow Show), которое было создано Славой Полуниным в 1993 г. и с тех пор объехало десятки стран и сотни городов. Идея соединить классические клоунские репризы с инструментальными пьесами в исполнении Гидона Кремера и камерного оркестра «Кремерата Балтика» родилась, как это часто бывает с удачными замыслами, совершенно случайно. Был, конечно, велик риск того, что Кремер со своими музыкантами безнадежно стушуются на фоне клоунов и превратятся в рядовых аккомпаниаторов, а то и вовсе в таперов, которых позвали что-нибудь сбацать для дядечек в смешных разноцветных костюмах. Но умный Полунин не позволил этому случиться. Безусловной владычицей сцены остается насмешливая и меланхоличная музыка, а все нелепые и чуть грустные номера рождаются здесь словно по мановению смычка. Как утверждают сами создатели спектакля, Рыжему клоуну всегда должен быть противопоставлен Белый, и здесь, в «Снежной симфонии», роль Белого клоуна взяла на себя минималистская музыка. Два бессловесных искусства – музыка и клоунада – гармонично дополняют друг друга, музыкальные номера чередуются с цирковыми, но спектакль не разбух: Полунин безжалостно отказался от многих реприз, и «Снежная симфония» ограничена всего полутора часами сценического времени.
Гидон Кремер вместо концертного фрака одет в красную рубаху навыпуск, а музыкантам из «Кремерата Балтика», чтобы довершить цветовую гамму, выданы точно такие же красные перчатки. Протагонист-скрипач – здесь что-то вроде волшебника Просперо из шекспировской «Бури», а про полунинских «лицедеев» можно сказать словами из той же «Бури», что они «созданы из вещества того же, что наши сны». В прологе Кремер выйдет на сцену и исполнит пьесу Гии Канчели «Квази-регтайм», которая словно даст сигнал для этой сновидческой истории. Именно Гидон Кремер избран на роль сновидца, и ясно, что все эти неправдоподобные клоуны с лопающимися мыльными пузырями и огромными летающими шарами могли привидеться ему только во сне. Временами на его магический смычок садятся огромные бабочки, но они быстро оказываются в клоунских сачках. Ну а закончится вся эта история натурально бурей, которую, возможно, и вызвал Кремер-Просперо своим смычком. Снежная буря обрушивается на зал под музыку Карла Орфа, и кажется, что снег этот создан не из резаной бумаги, а из вещества того же, что наши сны.
Сочи