«Такого противостояния личностей нет ни в одном другом виде спорта»
Герои и читатели «Ведомостей» рассказывают о своем увлечении гольфом«Я заразился от глубоко заболевших гольфом друзей»
В России около 40 полей (с учетом строящихся), из них Ассоциацией гольфа России (АГР) аккредитовано 23. В системе гандикапов АГР каждый год регистрируется около тысячи человек. В 2014 г. зарегистрировались 1348 новичков, а 2015 г. - 1667 новых игроков, из которых в клубах играют 1065. О том, как началось и развивалось их увлечение гольфом, «Ведомостям» рассказывают российские гольфисты-любители.
Виктор Христенко
Президент Ассоциации гольфа России
Стаж игры: 4 года
гандикап: 13,5
Гольф — такая штука, которая по крайней мере у нас, в России, передается воздушно-капельным путем, как инфекция. Я заразился от глубоко заболевших гольфом друзей, сам теперь болен и заражаю всех вокруг. Как это бывает в компании: люди вовлеченные говорят только об этом, как рыбаки, например. Сначала слушаешь, половину не понимаешь, потом втягиваешься — и появляется такое мальчишеское «а что, неужели же я не смогу?». Так я попробовал. Темперамента много, выходишь на поле, видишь этот маленький мяч и разные клюшки, думаешь — я, здоровый спортивный человек, сейчас как попаду. А оказывается, что все не так просто. Мне, как человеку публичному, непросто выходить и демонстрировать свое неумение в чем-то, не важно в чем. Поэтому я загорелся, захотелось научиться. Начал заниматься в феврале, в закрытом помещении на симуляторе, чтобы в мае, к началу сезона, выйти и что-то уже показать. Сейчас тренируюсь четвертый сезон, мой гандикап — 13,5. Учитывая, что я начал с нуля в таком возрасте, очень неплохой результат.
Гольф — самая демократичная и самая семейная игра, здесь нет весовых категорий, лиг, система гандикапов уравнивает всех, играть может любой: худой, толстый, высокий или маленький. По большому счету, все победы в жизни только над самим собой, но в гольфе это принцип — прямое отражение духа и правил игры: выходишь и раз за разом улучшаешь свои показатели, без оглядки на соперника.
Я пока играю не так долго и не могу сказать, что у меня есть любимый тип поля, мне еще все интересно. Но мне повезло играть на лучших европейских полях, и могу сказать, что наши поля ничем им не уступают. Играю я в клубе «Пестово», такое поле можно проходить бесконечное количество раз, знаете, глаз не устает, везде все разное.
Стивен Дашевский
Управляющий D&P Special Situations Fund
Стаж игры: 8 лет
гандикап: 14
«Такого противостояния личностей нет ни в одном другом виде спорта»
Я познакомился с гольфом практически случайно: на отдыхе при отеле было гольф-поле, там я впервые взял несколько уроков гольфа, когда остальные развлечения уже себя исчерпали. Дальнейшего развития это не получило, и я вернулся к игре где-то в 2008 г., когда из-за кризиса у меня появилось больше свободного времени. Тогда я начал тренироваться более-менее регулярно, по два-три раза в неделю. Появились результаты, и постепенно я увлекся гольфом серьезно.
Для меня гольф — это в первую очередь психологическая борьба, как с соперником, так и с самим собой. Поставить удар и освоить технику — это половина дела. В тренировочных условиях ты можешь идеально ударить сто раз, а повторить то же самое на поле оказывается многократно сложнее. Сконцентрироваться, переключиться, сфокусироваться именно на предстоящем ударе, абстрагироваться от переживаний, мыслей, колебаний — без этого невозможно играть в гольф, и всему этому он учит. При этом гольф очень непредсказуемый вид спорта: поля все разные, на игру сильно влияют погодные условия.
Еще одна прелесть гольфа — многообразие форматов игры. Ты можешь играть сам, пытаясь улучшить свой гандикап, можно играть в турнире в индивидуальном или командном формате, а можно сражаться один на один. Последний формат - мой любимый, в нем напряжение от противостояния двух людей максимально: игра усложняется, требует повышенного уровня стратегии, тактики, психологии. К тому же играют в гольф чаще всего люди состоявшиеся, успешные, с серьезными волевыми качествами, поэтому накал страстей и эмоции в противостояниях случаются нешуточные.
Сейчас я живу в Лондоне и играю в основном на английских или шотландских полях. Конечно, здесь гораздо больше гольф-клубов, чем в России, средний уровень гольфистов выше, есть много легендарных полей. Сезон здесь фактически круглогодичный. Но при этом могу сказать, что лучшие пять-шесть российских гольф-клубов по многим параметрам не уступают лучшим мировым аналогам. Например, вся инфраструктура — club house, ресторан, сервис — в российских клубах на высочайшем мировом уровне. В России гольф — это еще и определенный образ жизни, а в Великобритании это скорее массовый спорт.
Софья Анохина<br>
Двукратная чемпионка России по гольфу среди любителей
Студентка Университета Северной Аризоны, факультет «Бизнес и финансы»
Стаж игры: 5 лет
Гандикап: +0,6
«Всерьез думаю о профессиональном гольфе»
Я попробовала играть в гольф в шесть лет в Московском городском гольф-клубе – он был буквально через дорогу от дома. Те тренировки были больше похожи на игру, чем на настоящий гольф, но сейчас я думаю, что это лучший способ заинтересовать ребенка: конкурсы, призы, игровая атмосфера детям интереснее, чем отработка ударов. Детей там было не так много, три-четыре, поэтому тренироваться и соревноваться было не очень интересно, постепенно я переключилась на другие виды спорта. Но к тринадцати снова вернулась, и гольф стал единственным видом спорта, у меня появился тренер Дмитрий Захаров, я работаю с ним до сих пор. На этом уровне уже стало можно участвовать в турнирах, и у меня стало получаться: в 15 лет я стала бронзовым призером чемпионата России, выигрывала первенства. А кто же не любит выигрывать?
Поэтому я решила играть дальше и совмещать учебу и гольф. Сначала хотела переехать в Европу, но там, как и в России, это сложнее. Зато в Америке — совсем другое дело. Меня пригласили как иностранного игрока, я играю за университет (в университетской команде по гольфу восемь человек) и учусь. К нам относятся как к настоящим спортсменам, созданы все условия для тренировок: есть тренеры по гольфу и фитнесу, психолог, специалисты по питанию. Сам американский подход к тренировкам сильно отличается от российского. У нас можно постоянно отрабатывать удары и технику, стоя на месте, не выходя на реальное поле. А они наигрывают часы на поле, на тренировках мы сразу имитируем турниры, отрабатываем возможные реальные ситуации игры, учимся играть под давлением, в условиях психологического прессинга реального турнира. После этого реальный турнир уже не воспринимается как сильный стресс — мы уже знаем, как это.
Сейчас я всерьез думаю о профессиональном гольфе. Пока я учусь, я играю за любительскую команду университета, но потом смогу участвовать в профессиональных турнирах и зарабатывать гольфом. Ничего невозможного для меня в этом нет – это абсолютно реально.