«В этом вопросе я не пойду на компромиссы»
Владислав Доронин о вертикальном развитии бизнеса, элегантной простоте и планах на будущееВ марте 2016 г. Высокий cуд Лондона вынес мировое соглашение, по которому все права на сеть эксклюзивных отелей Aman принадлежат российскому девелоперу Владиславу Доронину. Cудебное разбирательство началось из-за прав владения: вопросы по ним возникли после того, как Доронин выкупил сеть за $358 млн (с долгами) в 2013 г. Сделку инициировал американский серийный бизнесмен Омар Аманат. Он также пытался принимать в ней активное участие, не выполняя при этом своих партнерских финансовых обязательств. В итоге судья Хендерсон охарактеризовал Аманата как “доказанного мошенника”, а его компания Peak Hotels & Resorts Limited, впоследствии принудительно ликвидированная, согласилась выплатить Доронину компенсацию в размере £12 млн для покрытия судебных затрат, включая затраты Йохана Элиаша, который выступал в качестве соответчика в судебном разбирательстве.
По итогам соглашения Доронин имеет полный контроль в отношении управления деятельностью Aman и отмечает, что «господин Аманат более никаким образом не связан с Aman». Владельцем сети эксклюзивных отелей в настоящее время является холдинговая компания AH Overseas Ltd.
Мы встретились с Владиславом Дорониным в лондонском офисе сети Aman. Лифт — зеркальный, внутри офиса пахнет ароматическими свечами — лайм, базилик, мандарин и морская соль, Владислав — сама бодрость и внимание, за окном — солнце, весенний Мейфэр, винный магазин Евгения Чичваркина и аукционный дом Phillips.
Мой первый вопрос не оригинален. Сейчас, естественно, его задают все, но не спросить невозможно: зачем понадобилась сеть отелей с долгами, сделка по покупке которых вылилась в настоящую «Санта-Барбару» в лондонском суде, с оскорблениями, обвинениями и поддельными бумагами?
«В первый раз я остановился в отеле сети Aman в 1990 г. и был приятно удивлен, — начинает Доронин, откладывая смартфон. — Это был Amanpuri в Таиланде: они правильно произносили мое имя и фамилию, знали меня в лицо, но при этом я наслаждался ощущением полной конфиденциальности, как дома, потому что никто не просил подписывать счета, никто не просил чаевых, сервис был доступен 24 часа, включая лучший спа и фитнес, продлить резервацию или сделать новую занимало секунды. С тех пор я стал поклонником отелей Aman и, если куда-то ехал, первым делом проверял, могу ли я остановиться именно там, в Aman. Есть такая особенная группа людей — Аmanjunkie. Я один из них: куда бы я ни ехал в путешествие, я всегда проверял, есть ли там Aman, и, если есть, останавливался именно в нем. Путешествовать — мое любимое занятие, я был практически везде, но любовь к путешествиям не остывает».
Но, подчеркивает Владислав Доронин, Aman для него не трофейная инвестиция: сеть отелей отлично вписывается в портфель его существующих проектов в сфере недвижимости. Традиционная стратегия развития Aman — девелопмент курортной недвижимости, где номерами являются отдельно стоящие павильоны, а также продажа вилл, при этом виллы всегда остаются под управлением сети. Новое направление развития — строительство городских гостиниц с апартаментами. «Я купил Aman, потому что это лучший отельный бренд и я вижу в нем потенциал для развития».
— То есть если бы вы решили купить часовой бренд, то вы бы выбирали по тому же принципу: лучший объективно и нравится вам лично?
— Если говорить о часах, мне нравится Patek Philippe и, если бы бренд продавался по хорошей цене, я мог бы купить. (Смеется.)
Первое решение, принятое Дорониным в качестве владельца сети, — реструктуризация компании: был изменен состав руководства, «потому что компания управлялась античными методами», произведены инвестиции в имеющиеся объекты и реализацию новых проектов. В один только новый веб-сайт было вложено $1,5 млн.
При этом ни один из уже имеющихся объектов продан не был. «Моя стратегия — развивать бренд в больших городах. Создавать тот же Aman, но не горизонтальный, а вертикальный: тот же сервис, тот же безупречный азиатский дизайн, то же чувство, что ты на курорте, — а на самом деле ты в центре города. Это новое направление развития, которым я занимаюсь лично вместе с новой командой. Я вижу потенциал развития и полностью включен в процесс».
С момента покупки сети были открыты четыре новых отеля: Amandayan в Китае, Amanera в Доминиканской Республике, Amanemu — на юге Японии и Aman Tokyo — первая городская гостиница сети. Помимо этого на воду была спущена круизная парусная яхта Amandira, на которой по Индонезии могут путешествовать до 10 гостей, а в небо запущен частный круизный самолет, позволяющий совершать интенсивные познавательные туры и останавливаться в разных отелях сети.
«Первый городской Aman открылся в декабре 2014 г. в Токио, — Доронин начинает искать фотографии в смартфоне, — и это был полный успех». У меня нет оснований не верить ему: в 2016-м Wallpaper Magazine присудил Aman Tokyo звание лучшего нового отеля. Дизайн спа в Aman Tokyo также был отмечен первым местом в Tatler Spa Awards, а спа в Amanzoe в Греции признано лучшим дзен-спа по версии American Express Travel. Процент заполняемости Aman Tokyo за первый год выше, чем в среднем по индустрии (по данным журнала Fortune, средняя заполняемость элитных отелей — 76%, до приобретения сети Дорониным заполняемость в Aman составляла около 30%).
Десять лучших спа мира
«Мне позвонил друг, сам владелец отеля в Америке, который вернулся из Aman Tokyo, и заявил: «Спокойно поднимай цену в два раза, и я буду платить, потому что ни один отель нельзя сравнить с Aman Tokyo, — продолжает бизнесмен. — Показатели Aman уникальны: более 50% наших гостей приезжают снова, а в некоторых отелях, среди них Aman Venice и Aman Sveti Stefan в Черногории, прибыль (Gross Operating Profit) повысилась примерно на 50%».
Элегантная простота современного азиатского дизайна, непревзойденный уровень сервиса и здоровый образ жизни — еще одно новое направление развития сети, которое отражает философию целостной и аюрведической спа-терапии и предполагает создание новых спа, ритритов, курсов, нацеленных для то, чтобы помочь гостям расслабиться, избавиться от стресса, привести в порядок эмоции, поправить физическое состояние, здоровье и похудеть.
«В результате сегодня разработаны программы комплексной релаксации (длительностью от 5 до 21 дня), доступные в Amanpuri в Таиланде, Amanbagh в Индии и Amanoi во Вьетнаме — с этими словами Владислав Доронин начинает показывать фото последней программы, которая проводилась в Amangiri в Америке. — Одно из дополнительных направлений — духовные практики, которые ведут монахи из Бутана. Материальные ценности для них не важны, но они ценят благотворительные инициативы со стороны Aman. К примеру, недавно мы сделали пожертвование на строительство школ и детских садов в Бутане».
— Владислав, в том же Fortune писали, что предыдущий владелец, индонезийский предприниматель, основатель компании Адриан Зеха мог потратить $350 000 на дизайн одного номера. Вы продолжаете такую практику?
— А что именно включено в эту стоимость? Если речь идет об архитектуре, внутреннем дизайне, оборудовании и строительстве, то это слишком низкая цифра! Aman — лучший гостиничный бренд, и строительство обходится дорого. Конечно, есть бюджет проекта, но я направляю усилия архитекторов на создание идеального мастер-плана, планировок и на применение новейших технологий. Например, команда Kerry Hill Architects для Aman Tokyo спроектировала открытое лобби высотой в семь этажей. В нем создается ощущение, что вы находитесь внутри японского фонаря. Мы пожертвовали этими квадратными метрами, чтобы получить концептуальный дизайн Aman Tokyo, ставший уникальным. В Токио наш новый отель прямо напротив Императорского дворца и сада. Снижать планку я не собираюсь.
…Сейчас Aman ищет место для новых городских отелей сети в Нью-Йорке, Париже, Лондоне, Гонконге, Сингапуре, Шанхае, Сан-Паулу и Мехико, условно говоря, напротив эквивалента Московского Кремля. «Если в каком-либо из городов мы не найдем такого расположения, будем ждать и продолжать поиски, пока не найдем то, что нам подходит, — уверенно говорит Доронин. — Я занимаюсь недвижимостью уже 25 лет и знаю, что местоположение — фактор номер один. В этом вопросе я не пойду на компромиссы».