В Швейцарии показывают выставку необычного классика ар брюта
«Энциклопедический сад» Арманда Шультесса – уникальный перформанс, растянувшийся на десятилетияСначала швейцарский художник и мыслитель Арманд Шультесс (1901–1972), занимался бизнесом, владел производством женской одежды, работал в правительстве в Берне, жил в Гааге и Париже. Доход тратил на покупку земель в Аурессио в итальянской Швейцарии – кантон Тичино известен красотой ландшафтов (ради них здесь подолгу гостили Бакунин и Ницше, Пауль Клее и Джойс, сюда переселился Герман Гессе). С годами восемь соток разрослись почти в два гектара. Зажив отшельником в полуразрушенном доме, без горячей воды и отопления, Шультесс стал обустраивать фантастический сад. На деревьях и кустарниках, стенах и заборах он развешивал сотни металлических табличек, прямоугольных и круглых, сделанных из старых консервных банок и канистр, с цитатами из писателей, поэтов и философов. За рукописными текстами на немецком, французском, итальянском, английском и голландском языках, посвященными разным наукам – от геологии и ядерной физики до химии и кристаллографии, следовали таблички о кино, философии и астрологии. Геродот соседствовал с Менделем, Герберт Уэллс с Вальтером Ратенау и Робинзоном Крузо. Десятки чудом сохранившихся табличек показывает сейчас выставка «Арманд Шультесс. Энциклопедический сад», открытая в музее искусства итальянской Швейцарии MASI в Лугано.
Сад как энциклопедия – мечта самоучки. Но знание, произрастающее внутри дикой природы, даже ему покажется недостижимой утопией. Конечно, Шультесс облагораживал лес, прокладывал тропинки, сооружал мосты и подравнивал склоны, но делал это в восточном духе, когда человек растворяется в пейзаже, пытаясь с ним смиренно слиться, а не навязывать ему свои идеи. Редкие гости описывали художника угрюмым упрямцем, избегающим незваных визитеров, но их тянуло к нему снова и снова. Его космогония была порождена ветром и воздухом, звучащее слово значило для него меньше, чем слово письменное.
Сегодня Шультесс – классик ар брюта, его сад был представлен на кассельской «Документе», симпозиум о сексуальности в его творчестве прошел в цюрихском оплоте дадаистов «Кабаре Вольтер». Это не помешало наследникам художника принять вместе с властями непоправимое решение. Они разрушили произведение, главным зрителем которого являлся сам автор, уничтожили большинство табличек и огромный архив. Миф о мало кем виденном лесе с железными листьями опровергает античную пословицу о краткости жизни и об искусстве, которое будто бы вечно. Век табличек оказался коротким, от них остались лишь фотографии, редкие киносъемки и свидетельства немногих очевидцев.
Вряд ли сам Шультесс предполагал большее. Никто не слышал его последних слов. Тело нашли неподалеку от дома. Видимо, он упал с высоты.
Лугано