Джордж Клуни и Джоди Фостер опять разоблачили капиталистов

В триллере «Финансовый монстр» звезды выступили против жуликов с Уолл-стрит
Ведущий эксцентричного телешоу про деньги (Джордж Клуни) не дает зрителям времени подумать собственной головой
Ведущий эксцентричного телешоу про деньги (Джордж Клуни) не дает зрителям времени подумать собственной головой / Sony Pictures Releasing International

Однажды Джоди Фостер переоделась Джорджем Клуни. И сняла фильм Джорджа Клуни. В котором Джордж Клуни сыграл главную роль. Так что «Финансовый монстр» – это, конечно, фильм Джорджа Клуни. Он тут не только актер, но и один из продюсеров (второй – регулярный соавтор его проектов Грант Хеслов). Но формально это фильм Джоди Фостер. Потому что если бы режиссером был Клуни, следовало бы сказать, что «Финансовый монстр» – не лучший его фильм. Ведь в режиссерской фильмографии Клуни есть блестящий пример фильма о тележурналистике – «Доброй ночи и удачи».

Хотя герой «Финансового монстра» не журналист, а шоумен, ведущий одноименной телепередачи, в которой дает советы, куда вложить деньги. Передача очень популярна, потому что консультации напористого телеброкера сопровождаются шутками, анимированной инфографикой, свистками, треньканьем, танцами в идиотских шляпах и фрагментами из старых фильмов. Клуни и его герой Ли Гейтс купаются в этой мишуре. Оба, кажется, страшно довольны – один ролью, другой собой. Даже не очень понятно, где тут роль: подобные образы сидят на Клуни идеально.

Как часто бывает в сюжетах о телевидении (недавний пример – сериал «Служба новостей»), второй главный герой – продюсер. Конечно, это женщина (Джулия Робертс), у которой с телезвездой когда-то что-то было. Она знает все его слабости, вечно подначивает, но в работе, конечно, верна как никто. Настоящая профи. Которая всегда за кадром. Потому что вся слава – ему.

Короткие встречи

Из-за плотного рабочего графика Джорджа Клуни и Джулии Робертс две звезды (у которых это уже четвертый совместный фильм) почти не встречались на съемках. Вместе в кадре они очень редко. Большинство сцен с Робертс сняты в тесной аппаратной.

Но слава – опасная штука. Во время очередного шоу Ли Гейтса в студию (под видом курьера) проникает один из обманутых вкладчиков (Джек О’Коннел). Угрожая пистолетом, он заставляет шоумена надеть жилет со взрывчаткой и заявляет, что тот сломал ему жизнь, посоветовав вложиться в ценные бумаги, котировки которых внезапно и резко упали. Пострадавший винит не только президента компании-эмитента (Доминик Уэст), который как раз куда-то улетел и ему невозможно дозвониться (ну, значит, точно жулик), но и телеведущего, считая, что эти двое были в сговоре.

И хотя формального сговора нет, а парень дурак (спустил на злополучные бумаги все материнское наследство), в каком-то смысле он прав: люди с Уолл-стрит и ведущий финансового шоу работают на одну систему. Но, захватив заложника в прямом эфире, жертва системы не может устоять перед новым соблазном. Теперь он герой телешоу, а значит, должен играть по правилам. А правила устанавливает продюсер. Вы не могли бы сделать шаг в сторону, чтобы ваше лицо было лучше освещено? Позвольте оператору подойти поближе. Возьмите микрофон. Иначе говоря, террорист Кайл Бадвелл (конечно, его имя уже известно всем телезрителям) – тот, кем всегда и везде манипулируют.

«Ты же профессиональный болтун, – нашептывает герою Клуни продюсер, – импровизируй, уболтай его». И Клуни включает все свое обаяние, стараясь убедить парня с пистолетом, что хочет ему помочь. Фокус не срабатывает. Приходится помогать на самом деле. То есть вспоминать о чести профессии и докапываться до сути. Пока заложник и террорист ведут в прямом эфире нервные разговоры об экономике и морали, сотрудники шоу роют землю: дозваниваются программисту в Южную Корею и хакерам в Исландию, ищут что-то в интернете и сопоставляют, сопоставляют факты. Чтобы подтвердить очевидное: неуловимый президент финансовой компании – жулик. Но хорошо, что теперь об этом знает даже его любовница-пресс-секретарь (Катрина Балф).

Снято это динамично и эффектно: четыре телевизионные и одна кинокамера позволили поиграть не только с постоянной сменой ракурсов, но и с глубиной пространства (телевизионная картинка более плоская и яркая). Но эволюция самодовольного шоумена в бескомпромиссного журналиста прямо во время эфира – сюжет довольно сомнительный.

А история про то, как капиталисты облапошивают простых коротышек, гораздо увлекательней рассказана в великой детской книжке «Незнайка на Луне».

В прокате со 2 июня