Троицын фестиваль в Зальцбурге оказался триумфом его интенданта Чечилии Бартоли
Хотя сама дива появлялась на сцене реже, чем раньшеГлавной темой Троицына фестиваля в Зальцбурге стала история утопической любви Ромео и Джульетты. Тинейджеры из Вероны присутствовали в афише во всех мыслимых видах, от литературы до танца. В драмтеатре устроили чтение версии шекспировской трагедии, адаптированной для двух актеров нынешним директором лондонского Национального театра Беном Пауэром, а в Большом фестивальном дворце показали «Ромео и Джульетту» в легендарной хореографии Джона Кранко. Штутгартской постановке прокофьевского балета уже 53 года, но смотрится она по-прежнему молодо, здесь все пригнано и прилажено, словно премьера была вчера. Исполнители заглавных партий Алисия Аматриен и Фридеман Фогель – воспитанники штутгартской балетной школы; с ними отлично смотрелся словацкий танцор Роман Новицкий (Тибальт).
Если балет Кранко – вечный гастрольный хит, то опера учителя Беллини Николы Дзингарелли (1752–1837) – настоящий раритет. Хотя при жизни автора «Джульетта и Ромео» тоже была хитом, после премьеры в 1796 г. в театре «Ла Скала» (композитор служил тогда капельмейстером миланского собора) она держалась в репертуаре два десятка лет. Дзингарелли приходилось дописывать ее ради каждой новой дивы. Так появилось множество вариантов; для Зальцбурга сделали компиляцию всех мыслимых редакций. В ней блистали шведская меццо-сопрано Анн Халенберг и аргентинский контратенор Франко Фаджоли, а также специалист по барокко дирижер Георгий Петру и его афинский ансамбль Armonia Atenea.
Не меньший успех выпал на долю самого несветского концерта фестиваля и ансамбля The Tallis Scholars, основанного 43 года назад английским энтузиастом Возрождения Питером Филипсом (сегодня, впрочем, он исполняет и Арво Пярта). Много звучавший здесь Уильям Бёрд был знакомцем Шекспира. Исполнялись и произведения Таллиса и Шепарда; получился настоящий троицын концерт, о котором мечтали раньше, но никак не могли его придумать – ни у Моцарта, ни у Генделя, ни у других великих авторов нет произведений, написанных к Троице.
Ромео и Джульетта стали главной темой и финального гала-концерта – арии из опер «Капулетти и Монтекки» Беллини и «Ромео и Джульетта» Гуно исполняли Хуан Дигео Флорес, Анджела Георгиу и швейцарский тенор Бенжамен Бернхайм, старавшийся не оказаться в их тени. Это было трудно: переживающая пик карьеры Георгиу научилась вести себя как настоящая дива (какие воздушные поцелуи посылает она в зал! и сколько!), а Флорес не в первый раз сражает публику коронными бисами, сопровождаемыми ритуальным срыванием бабочки с шеи. Под собственный аккомпанемент на гитаре он поет «Бесаме мучо» и другую душевную музыку. Жаль, ей не отдан целый вечер, ведь Флорес вряд ли испытывает дефицит бабочек.
Неожиданным образом на гала-концерте Бартоли сидела в партере, на фестивале она участвовала лишь в постановке «Вестсайдской истории» («Ведомости» о ней писали). Певица занята сейчас новым проектом – практически ради нее Опера Монте-Карло основала барочный оркестр Les Musiciens du Prince («Княжеские музыканты»). Во времена, когда оркестры повсюду закрывают, это впечатляющий шаг.
В будущем году Бартоли представит его в Зальцбурге. В программе-2017 также балет Мариинского театра «Сильфида», опера Генделя «Ариодант» в постановке Кристофа Лоя с Бартоли и Сандрин Пьо, концертное исполнение «Девы озера» Россини (опять Бартоли и Норман Рейнхардт), а также концерт Макса Эммануэля Ценчича.
Решение бывшего интенданта Зальцбурга Александра Перейры пригласить в 2012 г. Бартоли на роль худрука Троицына фестиваля оказалось судьбоносным: Перейра – стратег, каких мало. Следом пришла финансовая поддержка в лице фирмы Rolex, ставшей теперь титульным спонсором фестиваля, который долгие годы собирались закрыть (слишком быстротечен и дорог), лишь просьбы городских властей сохранить его мешали осуществить назревавшее решение. Заодно обнаружились новые грани таланта Бартоли, ее склонность к программированию и умение объединять музыкантов. Возглавит ли она однажды летний фестиваль? Если да, этому мало кто удивится.