Премия «Инновация»: все мирно и тихо, но главного художника не назвали
Находящегося под следствием Петра Павленского можно считать необъявленным лауреатом, ведь именно из-за него отменили основную номинациюВ какой-то момент стало казаться, что премия «Инновация», которую уже 11-й раз организует Государственный центр современного искусства (ГЦСИ), впала в рутину. Жюри приходится отбирать из хорошего лучшее. И конечно, выслушивать традиционные обвинения в предвзятости, кумовстве и куначестве. Но как бы то ни было, если кому потребуется составить список «самых главных» наших художников, то ему можно посоветовать залезть в архивы ГЦСИ и изучить списки номинантов. Особенно следует обратить внимание на художников, которые отметились в «молодежной секции», за истекший период многие из них стали заслуженными мэтрами. Такого рода добротная рутина – это подвиг в наших условиях. В этом году статус премии существенно повысился – церемония вручения происходила не в ЦУМе или на «Винзаводе», а в Белом зале Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, там, где проходят «Декабрьские вечера». Одну из премий вручала директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
Все лауреаты – несгибаемые герои нашего современного искусства. Виктор Мизиано, несомненно, наш самый изощренный куратор. Алиса Прудникова, получившая приз в номинации «Региональный проект», – профессионал колоссальной позитивной энергии; она уже третий год организует в Екатеринбурге Уральскую индустриальную биеннале современного искусства. Ольга Шишко, истинный подвижник медиаискусства и новейших технологий, в высшей степени справедливо получила премию за сборник-исследование «Проекции авангарда» в номинации «Теория, критика, искусствознание». И наконец, в номинации «Новая генерация» победил Аслан Гайсумов, который в проекте «Волга» описал личный опыт бегства с семьей из Грозного в 1995 г. Несомненно, он имеет все шансы занять важное место на нашей художественной сцене.
А вот итоговая выставка в залах ГЦСИ, обычно представлявшая собой прекрасный образец экспозиционного мастерства, выглядела совсем не празднично и даже несколько брутально. И счастливые лауреаты вели себя на сцене Белого зала как-то скованно, многие из них на церемонию не явились. Обычно церемонию вручения премии сопровождали разного рода театрализованные представления, которые изрядно веселили публику. На этот раз праздник искусств не состоялся. Нечему радоваться. Главную номинацию премии – «Произведение визуального искусства» – в этом году отменили вообще.
Один из членов экспертного совета, который отбирает номинантов, внес в обсуждаемый список знаменитую акцию Петра Павленского «Угроза». Таким образом, возникла весьма серьезная вероятность того, что этот яркий и прекрасно исполненный перформанс попадет в число номинируемых на премию произведений. Такого руководство ГЦСИ допустить никак не могло; после схожего эпизода с вручением премии «Инновация» группе «Война» в 2011-м они получили весьма серьезные неприятности со стороны руководства Министерства культуры, к которому принадлежит эта организация. Фамилия Петра Павленского была волевым образом изъята из обсуждаемого списка. В результате часть членов экспертного совета из него вышли, а оставшиеся приняли соломоново решение главную номинацию отменить вообще.
И все участники процесса прекрасно осознавали, что всё идет предельно неправильно. Они были твердо уверены в том, что следует оказать моральную поддержку художнику, над которым может свершиться неправедный суд. Но они столь же ясно понимали, что в современных условиях такая позиция может привести к разрушению единственной в стране государственной институции, которая занимается современным искусством. В этом конфликте все противоборствующие стороны слишком хорошо понимают друг друга. Во вступительной речи на церемонии Михаил Миндлин, гендиректор ГЦСИ, чуть ли не со слезами на глазах упрашивал не создавать таких ситуаций впредь. С другой стороны, и голоса, призывавшие к бойкоту премии, звучали как-то не очень интенсивно. Все отлично знают, что теперешнее руководство Минкульта крайне негативно относится к этому самому современному искусству. А благородные призывы к художественному сообществу оказать хоть какое-то влияние на ход судебного разбирательства над Петром Павленским обречены на провал.
Если же мыслить логически, то получится, что находящийся под следствием за акцию с поджогом дверей ФСБ Петр Павленский совершил новую акцию – он оказался главным лауреатом премии «Инновация», пусть его имя и не прозвучало.