Владимир Дубосарский вытащил френдов из Фейсбука и поместил их в свои картины
Получилась выставка «Говорит и показывает ФБ»На открытии выставки Владимира Дубосарского в музее «Рабочий и колхозница» было очень весело. Красавица, куратор и художник Мария Руденко в пикантном наряде ходила с огромным бананом, предлагая всем желающим сфотографироваться. Знаменитый бикапонист Герман Виноградов играл на гитаре что-то заунывное и мистериальное. Не столь уж молодой, но ангельской внешности художник Владимир Могилевский с достоинством экспонировал себя в отдельной витрине, приглашая прекрасных дев постоять рядом. И все эти прекрасные безобразия в режиме реального времени транслировались в великую реку «Фейсбука». Именно там Владимир Дубосарский и нашел изображения этих героев, которые перевел в большие, как всегда, яркие картины.
Название выставки – «Говорит и показывает ФБ» – указывает не только на то, что социальные сети и в самом деле давно стали средством массовой информации. Художник-исследователь обнаружил в «Фейсбуке» новую приватность. Светская львица плещется в теплом море. Парочка купается в реке. Еще парочка нежится в баньке. В прошлой жизни все эти милые и симпатичные изображения покоились в домашних альбомах, были частью личной жизни, а настала новая эпоха – и они стали всеобщим достоянием. Восторженные мечтания теоретиков античного интернета о Глобальной деревне осуществились. Этот мир обжит, есть лавочки, на которых можно поболтать, пустыри, на которые удальцы выходят подраться с соседней улицей, много разных проспектов, улиц и закоулков. Понятно, что далеко не все друг с другом знакомы. Те, кто не знает, кто такой Андрей Монастырский, увидят только пожилого человека, гуляющего с собачкой, и не поймут смысла пылкой надписи, сопровождающей изображение великого художника.
Вне качества
Участники дуэта Виноградов & Дубосарский неизменно соглашались с ехидными вопросами-утверждениями журналистов, что их продукция только грандиозная симуляция картины и чистой воды халтура. Но несмотря ни на что массмедийная слава художников и капитализация их проекта стремительно росли.
Дубосарский не впервые использует фотографии из «Фейсбука», поясняя, что это гораздо проще, чем искать натурщиков или подвергаться некоторому риску, фотографируя обитателей спальных районов. Этот новый формальный прием художника, конечно же, активно обсуждался в «Фейсбуке». Там яростно спорили о том, где плагиат, реквизиция и вторжение в частную жизнь, а где научная апроприация и благородное заимствование. У лукавого художника все закольцовано – самые яркие высказывания переведены в звуковой формат хитрой машиной и звучат в экспозиции.
Конечно, в этих манипуляциях можно было бы заподозрить автопиар. Однако никакой раскрутки Владимиру Дубосарскому уже и не требуется. Более того, монументальный и ироничный проект «Картины на заказ», который он с Александром Виноградовым начинал в 1995 г., уже заранее включал в себя как раз беспредельную саморекламу. Правда, первоначально это были чисто лабораторные исследования, обнаженная Пугачева в виде античной богини нашла себе пристанище, а вот удалая оргия на колхозном поле долго так и стояла в мастерской.
В 2000-х проект покинул лабораторную реторту и приобрел промышленные масштабы. В этот славный период художники, наплевав на все призывы дилеров к умеренности, неутомимо заваливали рынок потоком картин, при этом тщательно очищая свой стиль от каких-либо признаков живописного качества, которое старомодные эксперты все еще признают самым важным фактором ценообразования. И имели успех.
С некоторого времени Дубосарский работает в одиночном разряде и продолжает доводить свою живопись до абсолютной пустоты и безликости. В данном случае и «имиджи», которые переносятся на холст, он отбирает принципиально дилетантские – такие, где начисто отсутствует какой-то намек на композицию. Так художник исполняет завет своего кумира Энди Уорхола, который мечтал стать машиной. Но теперь все стало совсем просто: в отдельном помещении бравый робот, созданный мастерами новейших технологий Алексеем Шульгиным и Аристархом Чернышевым («Электромузей»), без всякого труда производит из пляжных фоток «картины в стиле Дубосарского». Как говорил другой великий авангардист, Йозеф Бойс, «Каждый человек – художник». Осталось только два вопроса. Как на все это среагирует рынок? И второй: а вдруг Владимир Дубосарский и в самом деле тайно и застенчиво любит живопись? Она, говорят, сто лет как умерла. Но вдруг все ошибаются?