В Центре фотографии им. братьев Люмьер открылась выставка Антанаса Суткуса

Его серия «Босоногое детство» кажется воплощением искренности
Антанас Суткус. На Балтийском море. Гируляй. 1972
Антанас Суткус. На Балтийском море. Гируляй. 1972

Динамика и искренность – так словами можно определить снимки Антанаса Суткуса, основателя и вдохновителя литовской фотографической школы. Выставка в Центре им. братьев Люмьер – это искренность в квадрате, честный детский взгляд из Литвы 60–70-х, который проникает в душу зрителя через объектив фотокамеры.

Cерия «Босоногое детство» – царство неподдельных чувств. Первое сентября, первое «казино» во дворе, первое свидание – кадры будто образуют хронику семейного фотоальбома. Неизменно одно – проявленные в каждом снимке отношения, между людьми на фотографиях и между фотографом и зрителем. Героям Суткуса тесно в кадре, они вырываются из него – мальчишка на отцовском велосипеде готов умчаться по деревенской улице, Симас, сын Суткуса, спешит на свой первый урок, байкеров на мотоцикле вообще невозможно поймать – они торопятся взрослеть и влюбляться, за такими не угонишься.

Экспозиция собрала как знаменитые, ставшие классикой, работы – «Зимняя геометрия» (1960), «Пионер» (1966), так и малоизвестные, они составили четверть экспозиции. Суткус сам привез их на выставку, где доминируют фотографии из коллекции Центра Люмьер, винтажная или современная печать с авторских негативов.

«Я чувствую достоинство этих людей, – говорит Суткус о тех, кого снимал полвека назад. – Они были достойны – жили, любили, радовались, плакали. Это же целое поколение, понимаете? Это поколение вечных ценностей».

Сегодня же фотография теряет правду жизни, сожалеет мастер, наступает эпоха рекламных снимков «сделанных» людей.

До 29 мая