Второй раз вручена премия «Икар» – молодая награда в области анимационного кино
В пяти номинациях выиграл фильм Игоря Ковалева «До любви»О своей собственной премии отечественные аниматоры, обиженные пренебрежительным отношением со стороны «большого кино», мечтали давно, а провести ее в первый раз удалось только в прошлом году, и то лишь благодаря команде энтузиастов-бессребреников во главе с киноведом и продюсером Сергеем Капковым. А премия была нужна, поскольку на фоне больших скандалов и малого успеха отечественного игрового кино было незаметно, что наша анимация сегодня на подъеме, обласкана мировыми фестивалями и получает много призов. Датой вручения назначили 8 апреля, волюнтаристски названное днем российской анимации, поскольку именно в этот день в 1912 г. прошла премьера первого русского мультфильма – кукольной «Прекрасной Люканиды» Владислава Старевича. Премию назвали «Икар» в честь фильма Хитрука, и в прошлом году вся церемония прошла в хитруковском иронически-античном стиле «Икара и мудрецов».
Гордые результатами первого «Икара», второго аниматоры ждали особенно. Особенно если учесть, что недавняя «Ника» вырезала награждение мультфильмов из всех трансляций, да и журналистов на ней интересовали только бои на поле «большого» игрового кино.
В этом году вся церемония «Икара» и чудесное мультимедийное оформление зала ДК ЗиЛ были посвящены давнему мультфильму «Шкатулка с секретом» Валерия Угарова и проходили в духе условного начала XIX в. с камзолами и париками, что, впрочем, не отменяло высоких технологий, интернет-трансляции и тематического видеомэппинга на стены. Снова к церемонии аниматоры сделали дуракавалятельный анимационный джем-капустник, ну а главным, как всегда на анимационных мероприятиях, была удивительно домашняя и дружеская обстановка общей радости и поддержки, какую не увидишь ни на киношных, ни на театральных награждениях. Аниматоры, как говорил каждый из выступавших «со стороны», – уникальные люди, других таких нет.
Что касается призов, то главным победителем этого года стал фильм «До любви» Игоря Ковалева, выставленный на «Икара» в семи номинациях и отхвативший пять наград – за лучший фильм, лучшую режиссуру, лучшего художника (Дмитрий Маланичев), лучшего звукорежиссера (Иван Титов) и лучших продюсеров (Ирина Фомченко, Елена Маленкина и Алексей Бондарь). Новой картине одного из самых знаменитых отечественных режиссеров – любовной истории со смертельной развязкой – можно предречь в этом году не менее успешную фестивальную судьбу, чем фильму Константина Бронзита «Мы не можем жить без космоса» в прошлом году.
Из других лент – фаворитов премии, имевших максимальное количество номинаций, был «Андрей Хижина и его горе» Алексея Демина, тонко стилизованный под советские 30-е годы: восемь номинаций и две награды – лучшему композитору (Андрей Семенов) и лучшим аниматорам (Светлана Зимина, Степан Бирюков, Татьяна Подгорская и Татьяна Киселева). Нежная сказка «Про маму» Дины Великовской – три номинации и одна награда Дине за лучший сценарий. И сентиментально-ироническая история Антона Дьякова о дружбе «Питон и сторож» (три номинации).
Приз лучшему персонажу (единственная номинация, которая невозможна ни в каком другом кино) ушел людоеду Петру Ильичу с душой композитора из фильма юной Натальи Суринович «Даша и Людоед». А награда лучшему актеру озвучания – Ларисе Брохман, говорившей за поросенка-философа из невероятно смешного сериала Натальи Березовой «Поросенок», на который, впрочем, с прошлого года господдержки нет, так что неведомо, увидим ли мы когда-нибудь его новые приключения. Это касается и взявшего приз в категории «лучший сериал» очень симпатичного познавательного цикла «Ин и Яна», посвященного многообразию человеческих проявлений и воспитывающего толерантность, – его тоже лишили финансирования.
Осталось сказать, что в категории «полнометражный мультфильм в прокате» приз взял «Иван-царевич и Серый волк» студии «Мельница». Этот конкурс в нынешнем году был особенно большой, полнометражная анимационная индустрия сейчас явно на подъеме, прежде всего количественном. Чего не скажешь о ее качестве.
Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)