В Музее архитектуры открылась выставка «Московское метро – подземный памятник архитектуры»

В музее представлены четыре очереди строительства метро в графике и фотографиях
В проектах станций метро можно увидеть моду эпохи, отношения между людьми и отношение человека к метро, уважительное и легкое одновременно
В проектах станций метро можно увидеть моду эпохи, отношения между людьми и отношение человека к метро, уважительное и легкое одновременно / М. Стулов / Ведомости

На выставке «Московское метро – подземный памятник архитектуры» публика с интересом рассматривает нереализованные проекты знакомых станций. На архитектурной графике, составляющей основу экспозиции, вестибюли станций метро похожи на подземное царство света – от колонн-тюльпанов «Кропоткинской» Алексея Душкина (1930-е) до светящихся кессонов «Нахимовского проспекта», спроектированного группой архитекторов в 80-е. В залах анфилады Музея архитектуры имени А. В. Щусева представлены четыре очереди строительства московского метро в графике и фотографиях, в «продольных и поперечных» разрезах.

Открывается экспозиция работами классиков - Алексея Щусева, Ивана Фомина, Алексея Душкина. Не красный угол, а целый красный ряд отведен для проекта станции метро «Красные ворота». Впечатление от пунцовых мраморных арок перронного зала и красно-черных колонн верхнего вестибюля в проекте Фомина завершается перспективой наземного павильона, выполненного сангиной – для полного достижения эффекта. Красный цвет вестибюля метро приходит на смену триумфальной арке Красных ворот – вот он, коммунистический триумф в строительстве «лучшего в мире метро». За «Красные ворота» Фомин получил вторую премию в Белом зале Моссовета в марте 34-го.

Совсем не многие проекты могут похвастаться строчкой «осуществлен» в подписи: многие из них остались жить лишь на бумаге, в архивах Музея архитектуры. Такая судьба ждала оба варианта проекта станции «Киевская» Кольцевой линии архитектора Георгия Гольца (1944-1945, четвертая очередь). Белым колоннам, увитым хмелем или плющом, предпочли пилонную конструкцию с мозаичными панно – проект, осуществленный уже в 1954 г. без участия Гольца. Одна из «Киевских» вообще могла быть двухъярусной, о чем говорят фотографии с проекта Ивана Таранова 1947 г.

Проекты отдельных станций не раз показывали у нас и за рубежом, но в таком количестве графика из фондов музея собрана вместе впервые, что-то специально отреставрировано для выставки. «Уникальность нашей коллекции в том, что эти листы – сугубо функциональны. Это вещи, которые создавались для прикладных целей, но со временем стали произведениями искусства, - рассказывает куратор выставки Мария Костюк. – Они действительно имеют особую художественную ценность как архитектурная бумажная графика советского периода. Это такой уникальный материал, который не имеет аналогов, и других таких уже не будет – на бумаге больше не проектируют». Не тушью, не карандашом, не акварелью и, тем более, не с помощью аппликации (проект станции «Тульская», 1983).

Над тонкими колоннами павильона станции «Дворец Советов» («Кропоткинская») в 1934-м еще мирное небо, Ассоль-комсомолка застыла в 48-м в вестибюле «Таганской», мама тащит за руку дочку по перрону «Курской». Проекты станций метро показывают, наконец, не только историю архитектуры московской подземки, но и советскую повседневность. Здесь можно увидеть моду эпохи, отношения между людьми и отношение человека к метро, уважительное и легкое одновременно. Метро – стиль жизни советского человека. Не пункт ежедневной пытки, а эпицентр духовных стремлений, пусть только на бумаге.