Чего ожидать от «итальянского Куршевеля» в Доломитовых Альпах
Местные жители называют Альта-Бадиа «курортом для эпикурейцев»История курорта началась в конце XIX века, когда Альта-Бадиа облюбовали скалолазы: сравнительно невысокие (высшая точка долины, гора Мармолада, – 3342 м), но отвесные горы отлично подходят поклонникам этого вида спорта.
В 30-е годы ХХ века в Альта-Бадиа пришли горнолыжники – тогда их поднимали на склоны с помощью лошадей. Кстати, «лошадиное такси» для горнолыжников сохранилось до наших дней, и это одно из самых забавных развлечений, что я встречал в горах. Теперь с помощью лошадей транспортируют лыжников при выкате с Лагацвой (самой высокой лыжной станции курорта, 2752 м) к основной зоне катания Альта-Бадиа: с саней, заряженных двумя тяжеловозами, сбрасываются два каната, за них цепляются пять десятков горнолыжников, по четыре в ряд, и процессия трогается. Ехать за лошадками по равнине в большой группе забавно и безопасно, а со стороны столь необычный транспорт, составленный из раскрасневшихся на морозе и счастливых людей, смотрится еще веселее.
Впрочем, теперь лошади для горнолыжников – бесспорная экзотика: процесс подъема на склоны давно механизирован (именно в Альта-Бадиа был открыт первый в Италии горнолыжный подъемник – в 1947 году). Сегодня из Альта-Бадиа благодаря единому ски-пассу Dolimiti Superski можно, не снимая лыж, кататься по 500 км трасс, а в целом этот ски-пасс открывает доступ к 12 курортам с 1200-километровой зоной катания. Интересный опыт для горного кластера Сочи, где владельцы трех горнолыжных курортов никак не могут договориться о введении единого ски-пасса. Похожая проблема 40 лет назад была и в Доломитах, только еще сложнее, поскольку владельцев подъемников – сотни, причем самых разных: от гондольных, поднимающих по полсотни людей за раз, до маленьких бугельных, где требуются совершенно другие инвестиции в поддержание подъемника в порядке.
Чтобы удовлетворить интересы всех, был разработан сложный алгоритм, учитывающий пропускную способность подъемника, стоимость его эксплуатации и проч.; электронные ски-пассы обеспечивают надежную статистику числа перевезенных; в конце сезона заработанные деньги делятся в соответствии с этим алгоритмом между владельцами подъемников, и все довольны, уверяют в местном департаменте туризма. Новый сервис для лыжников – по уникальному номеру ски-пасса на сайте Dolimiti Superski можно определить географию вашего катания, количество спусков, пройденных километров и проч.
С 1985 года в Альта-Бадиа ежегодно проходит этап Кубка мира по горнолыжному спорту, уже завоевавший репутацию «классического». Удовольствие обходится местным властям в 1,8 млн евро (взнос в Международную федерацию горнолыжного спорта за право проведения этапа), но они очень довольны, что к ним ежегодно приходит большой спорт: соревнования проводятся в середине декабря и привлекают дополнительных туристов до начала высокого сезона (в конце декабря – начале января все гостиницы в Альта-Бадиа и так раскуплены).
Альта-Бадиа состоит из шести деревень – Бадиа, Ля-Вал, Ля-Вилла, Кольфоско, Корвара и Сан-Кассиано. Хуго Пиццинини, владелец одного из лучших здешних отелей, Rosa Alpina, называет Альта-Бадиа «итальянским Куршевелем». С тем отличием, что в Куршевеле курорт работает лишь два зимних месяца – соответственно, владельцам гостиниц, ресторанов и магазинов нужно успеть покрыть свои затраты и заработать всего за два месяца, что отражается на ценах, – а в Альта-Бадиа сезон продолжается восемь месяцев в году, и не только зимой, но и летом. Летом туристам предлагают пешие и конные прогулки в горах, стремительно набирают популярность велосипеды – как шоссейные, так и горные: многие инструкторы, зимой обучающие туристов горным лыжам и сноуборду, летом пересаживаются на велосипеды.
Пункты проката в Альта-Бадиа также комбинированные: там есть и лыжи, и велосипеды, а лучшие отели курорта предлагают гостям совместные программы с культовым итальянским велопроизводителем Pinarello. Часть подъемников продолжает работать и летом, для любителей пеших прогулок или велосипеда проложены специальные маршруты – и для неспешных прогулок для семей с маленькими детьми, и для продвинутых маунтинбайкеров.
Ну а зимой главное развлечение, конечно, горные лыжи. В самой Альта-Бадиа большинство трасс – легкие синие (за исключением знаменитой черной Gran Risa, где и проходит этап Кубка мира по супергигантскому слалому).
Но более-менее опытным горнолыжникам скучать не придется. Во-первых, обязательно нужно заехать в Лагацвой, чтобы спуститься по живописной долине, обрамленной отвесными скалами – ощущение, что оказался в зимнем вестерне, и тут понимаешь, почему Доломитовы Альпы имеют статус всемирного наследия ЮНЕСКО. Эта трасса – самая длинная на курорте, более 7 км, – выкрашена в красный цвет, но ее одолеют и лыжники среднего уровня: сложных, по-настоящему красных участков немного, а в основном трасса пологая и широкая. (Кстати, географически Лагацвой относится к соседней долине – самому известному итальянскому горнолыжному курорту Кортина д’Ампеццо.)
А во-вторых и в-главных, зачем стоит ехать горнолыжнику в Альта-Бадиа – чтобы прокатиться по Sella Ronda, закольцованной 26-километровой трассе вокруг горы Селла: продвигаясь по маршруту, вы ни разу не оказываетесь дважды на одной и той же трассе и том же подъемнике. Двигаться можно как по часовой стрелке, так и против часовой – в первом случае будет больше красных трасс и меньше синих, во втором – наоборот.
Местные жители называют Альта-Бадиа «курортом для эпикурейцев» – здесь на 6000 жителей три звездочных мишленовских ресторана: двухзвездочный St. Hubertus, однозвездочные La Stüa de Michil и La Siriola. Но еще сильнее поражает качество кухни в ресторанах на горнолыжных салонах Альта-Бадиа – за непритязательным фасадом типичного шале может скрываться отличный ресторан, столик в котором в высокий сезон нужно бронировать заранее. Поэтому итальянцы приезжают в эти рестораны не перекусить, а полноценно пообедать (и поужинать), трапеза с аперитивами, вином и дижестивами растягивается на полтора-два часа, после чего катание в этот день практически закончено (подъемники работают с 8.30 до 16.15).
Лично для меня такой баланс гастрономического/активного отдыха кажется смещенным в неправильную сторону – я в горах предпочитаю более активный. И в последний день катания, солнечным и слегка морозным днем, завершив круг Sella Ronda в сопровождении инструктора – бывшего члена юношеской сборной Италии по горным лыжам, – я обнаружил, что на одном из склонов разогнался до 99,2 км/ч! Где именно это случилось, я вспомнить так и не смог: напряжения и такой скорости я вообще не чувствовал. Это как в хорошем автомобиле: едешь по шоссе и неожиданно обнаруживаешь, что на спидометре уже 150 км/ч, хотя кажется, что по прежнему 60 км/ч. Что, на мой взгляд, прекрасно характеризует качество катания в Альта-Бадиа.