Джазово-фольклорно-академическое Moscow Art Trio дало долгожданный концерт в Москве

В городе, который значится в названии коллектива, трио выступает редко – его участникам проще собраться на европейском фестивале
Вот уже 25 лет Moscow Art Trio ходит между жанрами
Вот уже 25 лет Moscow Art Trio ходит между жанрами / JARO Medien

Ансамбль, состоящий из пианиста Михаила Альперина, валторниста Аркадия Шилклопера и вокалиста, исполнителя на фольклорных духовых Сергея Старостина, образовался в Москве зимой 1990/91 г. Но в городе, давшем ему название, выступает не так уж часто. И не потому, что, как можно заключить из англоязычного названия, был создан специально на экспорт. А просто так складываются личные обстоятельства и рабочие обязательства трех зрелых (в этом году им всем по шестьдесят) и востребованных музыкантов, что большую часть времени они проводят кто где: Альперин – в Норвегии, Шилклопер – в Германии и лишь Старостин – в Москве. Не удивительно, что им проще собираться для выступлений на европейских фестивалях. А «дома» последний раз трио выступало пять лет назад. Поэтому, несмотря на не самые дешевые для такой музыки билеты и отвратительную погоду, не такой уж маленький камерный зал ММДМ был практически полон.

И музыканты не разочаровали верных поклонников, показав в завершающем концерте юбилейного российского турне все, за что их любят. В двух отделениях прозвучали две шестичастные сюиты: «Воображаемый фольклор» и «Moscow Art Trio. Избранное». Подчеркивая программный характер произведений, Альперин просил зрителей не аплодировать между частями, и просьбу эту было выполнить не трудно – части переходили друг в друга нон-стоп. Номера с последних студийных альбомов трио Instead of making children (2006, буквально – «Вместо того, чтобы делать детей» – таким образом музыканты отметили свой переход в «средний возраст») и Village Voices (2008) перемежались «хитами» (если здесь применимо это слово) 15–20-летней давности. Альперин чередовал техничные пассажи с медитативными паттернами, Старостин, как всегда, восхищал умением «встраивать» специфический фольклорный вокал и жалейки с сопелками в сложный европейский джаз, а Шилклопер поражал виртуозной артикуляцией не только на тягучей валторне, но и на трехметровом альпийском роге.

Но, конечно, секрет неиссякающего очарования Moscow Art Trio не столько в технике и сыгранности его участников, сколько в том, что их невозможно загнать в стилевые рамки. Трио ходит где-то между этноджазом, «глобальным фольклором» и «новой компонированной музыкой» – но все время выходит даже за эти широко очерченные рамки. А еще они до сих пор явно получают удовольствие от того, что делают, будь то сложнейшие пассажи, музицирование на почти игрушечном духовом органчике (клавиоле) или просто топот по сцене и похлопывание себя по грудной клетке.