Пермская опера накостыляла Моцарту
Оперу «Дон Жуан» под управлением Теодора Курентзиса оказалось нелегко оценить среди обилия ортопедических изделийИз трилогии опер Моцарта / да Понте, которую поставили в Перми, «Дон Жуан» оказался наименее удачным спектаклем. Режиссер Валентина Карраско сочинила концепцию в пол-абзаца, ради воплощения которой на сцене приходится громоздить целые сараи пластмассы. Аргентинская постановщица ценит природу и свободу, тогда как условности, под гнетом которых живет человечество, ей глубоко противны. С таким свежим взглядом на мир режиссер решила, что Дон Жуан должен ходить в пиджаке зеленого цвета, символизирующего естественность, – прочие же пусть будут закованы в ортопедические корсеты, распорки, бандажи, ошейники и уподоблены всецело пластмассовым манекенам, от которых только рябит в глазах. Зеленый цвет иногда проскальзывает в гардеробе женщин, которыми увлечен главный герой, – в него иногда окрашен верх Донны Анны и трусы Церлины. В эпизоде бала хор калек с костылями жестоко бьет свободолюбивую молодежь, а в финальной сцене Дон Жуан попадает ни в какой не ад, а во власть разбушевавшихся пациентов.
Номинация «Балет»
23 февраля на сцене театра «Новая опера» пермяки покажут диптих смешанного жанра, помещенный в балетный раздел фестиваля «Золотая маска», – пролог к неосуществленной опере «Оранго» и мюзик-холльное ревю «Условно убитый» Дмитрия Шостаковича.
Конечно, эти слабые остатки образов Бунюэля и Сальвадора Дали, растиражированные во всю длину спектакля, никогда бы не удостоились внимания отборщиков фестиваля «Золотая маска», если бы они не являлись нагрузкой к музыкальной работе Теодора Курентзиса и его артистов. Мы уже не первый раз слышим «Дон Жуана» в исполнении Курентзиса в Москве – последний раз это был спектакль Большого театра в 2010 г. Теперь – результат стопроцентно аутентичный: весь оркестр играет на подходящих инструментах в требуемом строе. Драматическая партитура требует резких контрастов – в сравнении с лирической вязью, скажем, Cosi fan tutte, «Дон Жуан» звучит тревожно, хлестко, напряженно. Как всегда, группа континуо, которую ведет французский клавесинист Александр Бенуа, не только виртуозно импровизирует в речитативах, но и включается в инкрустацию арий или дуэтов: в одной из редких лирических страниц, дуэте Дон Жуана и Церлины, хаммерклавир рассыпается нежной вязью. Интернациональный оркестр звучит как сыгранный ансамбль однокашников, пусть первую скрипку зовут Афоней, а первую трубу – Жоао.
Нельзя сказать, чтобы все пели исключительно удачно. В целом на уровень вокальных работ не пожалуешься, но в голосе Симоне Альбергини (Дон Жуан) проскальзывал простоватый тембр, Гвидо Локонсоло (Лепорелло) порой сбивался с голоса в верхнем регистре, Виктор Шаповалов (Мазетто) не справлялся с темпом, а Борис Рудак (Дон Оттавио), кажется, был простужен – его первую арию вообще отменили, а надо было бы и вторую. Из мужчин только Мика Карес (Командор) доложил свою партию красиво и звучно. А вот женские работы были на высоте, причем две из них принадлежат пермским артисткам. Это и есть один из результатов работы в Перми Теодора Курентзиса, которого порой несправедливо упрекают в невнимании к местным кадрам. Надежда Павлова (Донна Анна) и Наталья Кириллова (Донна Эльвира) не только выдержали напряженную тесситуру и справились со всеми фиоритурами, не только сумели насытить повторы в своих ариях богатыми вариациями, но и показали настоящий моцартовский звук – изменчивый сообразно музыке, здесь прямой и безвибратный, тут расцветающий переливчатым тембром. Не случайно именно этих двух певиц эксперты «Золотой маски» отметили персональными номинациями, наряду с самим Курентзисом. Но была мила и точна и их греко-германская товарка – Фани Антонелу в партии Церлины.
В этом году ожидается выход последнего диска оперной трилогии, которую Курентзис записал для Sony Classical. Это будет именно «Дон Жуан». По счастью, в аудиоварианте шедевр Моцарта / да Понте будет лишен как сюрреалистических, так и ортопедических коннотаций, а выражению свободолюбия не понадобятся зеленые трусы.