Что покажут на Берлинском кинофестивале

Кураторы Берлинале, как обычно, держат руку на пульсе новостей
Джорджу Клуни досталась во всех смыслах почетная роль
Джорджу Клуни досталась во всех смыслах почетная роль / outnow.ch

Темой мигрантов в этом году прошит не только фестивальный каталог Берлинале, прямо сравнивающий сегодняшнюю волну беженцев с опытом холокоста, но и разнообразные благотворительные программы: волонтеры будут сопровождать отдельных приезжих на кинопоказы, интеграционные школьные классы целиком приглашены на встречи с режиссерами. Апеллируя к терапевтической роли искусства в послевоенной Европе, кураторы напоминают, что фестиваль остается местом встречи неискушенного зрителя и всего самого радикального и современного в мировом кинематографе.

Действие итальянского конкурсного фильма «Огонь в море» происходит на острове Лампедуза. Раньше этот благозвучный топоним вызывал лишь приятные ассоциации с «Гепардом» Висконти, но после того, как в одну ночь здесь утонули сотни людей вместе с перевозившим их нелегальным судном, название стало синонимом гуманитарной катастрофы. В Риме уже есть площадь Лампедузы. Впрочем, фильм Джанфранко Рози максимально удален от трагедии, он фиксирует будни живущего на острове подростка.

Картины конкурса связаны с темами, с одной стороны, взросления, с другой – старения. Становиться родителями и брать на себя ответственность, делать пенсионные отчисления и платить налоги – на взгляд европейских кинематографистов, все это требует мужества и терпения.

Перед лицом благополучной старости нужно доказать себе, что ты еще жив. Можно, например, отправиться в лес прямо в деловом костюме, вооружившись речами о демократии и прогрессе. В фильме «Борис без Беатрис» так вынужден поступить заглавный персонаж Борис Малиновский, после того как его жена, министр канадского правительства, оказывается прикованной к постели хронической депрессией, а сам он получает письмо с просьбой о встрече от загадочного незнакомца (Дени Лаван). Канадец Дени Коте, несколько лет назад получивший в Берлине приз за фильм «Вик и Фло видели медведя», как обычно, работает с абсурдом повседневности, только на этот раз вместо аутичных «потеряшек», обитателей свалки и вышедших из тюрьмы лесбиянок в фокусе совсем другие социальные страты.

Цезарь начинает

Фильмом открытия Берлинале станет «Да здравствует Цезарь!» братьев Коэн с Джорджем Клуни – оммаж американской студийной системе и золотому веку Голливуда. Наверняка, как всегда у Коэнов, лукавый.

Томас Винтерберг в фильме «Коммуна» как будто решил экранизировать пьесу Виктора Славкина «Мне сорок лет, но я молодо выгляжу». Хотя сам он утверждает, что преподаватель, унаследовавший старинный дом в Копенгагене и предлагающий друзьям совместно в нем поселиться, пришел из его собственных детских воспоминаний и эксперимента, который поставили над собой в 1970-х гг. чьи-то уставшие от буржуазной концепции брака родители.

А в комедии Бенуа Дельпина и Густава Керверна «Сент-Амур» двое фермеров, отец и сын, пытаются понять друг друга в путешествии по винодельческим регионам Франции. Кроме прочего, этот режиссерский дуэт известен тем, что тонко чувствует самобытный комизм Жерара Депардье. После монументального изображения его приросшим к мотоциклу в фильме «Мамонт» Дельпин и Керверн возвращают Депардье на экран в образе седого скотовода, одержимого победой своего быка-производителя на сельскохозяйственной выставке в Париже. Ну и немного переживающего из-за сына, который не хочет быть фермером.

Обычно отвечающий за острую социальность Спайк Ли (заслуженный деятель американского независимого кино 1980-х и первый чернокожий режиссер, нанятый крупной киностудией) представит кровавую гангста-рэпперскую версию «Лисистраты» Аристофана. Название фильму дал район Чикаго – Чи-Рак, где за последние 15 лет около 7500 человек умерли насильственной смертью в уличных войнах. Как и во время Троянской войны, сложить оружие бойцов заставляют подруги, причем самым радикальным образом.

Новые кинематографические территории, будь то Португалия, Филиппины или Иран, также представлены в берлинском конкурсе. Мастер социального гротеска Мани Хагиги умеет описывать ближневосточные политические реалии через невероятные, абсурдные ситуации. Его соотечественники Асгар Фархади и Джафар Панахи не раз получали призы в Берлине. Но Хагиги – совершенно особый случай. Равно далекий от артмейнстрима и от прямого политического диссидентства, он занимается чистым концептуальным искусством на местном материале. В новом фильме «Приход дракона» детектив, расследуя громкое политическое убийство и тихий тюремный суицид, находит неожиданные параллели.

66-й Международный берлинский кинофестиваль пройдет с 11 по 21 февраля