Майкл Бэй снял традиционный вестерн на основе реальных ливийских событий

Боевик «13 часов: тайные солдаты Бенгази» напоминает классические сюжеты об обороне форта от индейцев
За удачу этих парней мы будем переживать до последнего кадра
За удачу этих парней мы будем переживать до последнего кадра / outnow.ch

Тринадцать не тринадцать, но почти два с половиной часа публика чувствует себя как под обстрелом. Бывают, конечно, и передышки, чтобы познакомиться с персонажами – шестью здоровенными бородатыми контрактниками, работающими на ЦРУ в Ливии. Они оказались в центре событий в Бенгази 11–12 сентября 2012 г., когда толпа вооруженных ливийцев атаковала дипломатическую миссию США и засекреченную базу ЦРУ. В результате были убиты четыре человека, в том числе посол Крис Стивенс. Пока начальство в Вашингтоне и Лэнгли решало, высылать ли подмогу и откуда, а главный местный цэрэушник (Дэвид Костабайл) жевал сопли и только всем мешал, Джек (Джон Красински), Рон (Джеймс Бейдж Дейл), Танто (Пабло Шрайбер), Бун (Дэвид Денман), Тиг (Доминик Фумуса) и Оз (Макс Мартини) стойко держали оборону, спасая жизни остальным американцам в Бенгази. А в паузах между перестрелками звонили женам и детям или оставляли сообщения на случай, если перезвонить уже не получится.

Постановщик «Трансформеров», «Армагеддона» и «Перл-Харбора» Майкл Бэй – мастер батальных сцен, но привык работать без полутонов. С точки зрения идеологии «Солдаты Бенгази» – кино совершенно черно-белое: хорошие парни против плохих парней. Что, конечно, способно вызвать у прогрессивной общественности справедливые упреки в откровенном шовинизме. Плохие парни, разумеется, арабы, а то, что хорошие парни, обученные убивать, находятся в их стране, – ну, так сложилось. Смотрите, как эти суровые мускулистые люди любят своих жен и детей. И обещают вернуться. И мы два с половиной часа переживаем, вернутся ли. Дело-то плохо. На шестерых смелых прет безликая масса арабов с «калашниковыми» (потом выяснится, что у них есть еще и минометы – у Майкла Бэя, как известно, слабость к пиротехнике). Приходится, хочешь или нет, болеть за наших, в смысле за американцев, т. е. за хороших без вопросов парней. Ну не за этих же, у которых даже лиц не видно.

Реально, длинно

«13 часов: Тайные солдаты Бенгази» – третий фильм Майкла Бэя, основанный на реальных событиях. Предыдущими были эпический боевик «Перл-Харбор» и криминальная комедия «Кровью и потом: Анаболики». Режиссерская версия «13 часов» намного длиннее прокатной – 240 минут.

Эта схема восходит, конечно, к классическим вестернам, в которых хорошие белые точно так же обороняли от безликой массы плохих индейцев форты, возведенные на индейской земле. Разница лишь в современной технике съемки, позволяющей создать иллюзию документа и эффект погружения. Надо отдать Бэю должное – он умеет схватить зрителя за горло и не отпускать все два с половиной часа, даже бессовестно размахивая звездно-полосатым флагом. Не важно, что это игра. Не важно, что объем бицепса не влияет на скорость полета пули. В кино еще как влияет. На экране создается обстановка, приближенная к боевой, но мы успеваем оценить роскошный экстерьер спецназовцев, это ненужное на войне скульптурное совершенство античных героев. Камера делает вид, что мечется, но любое движение просчитано. В хаосе есть порядок. Основная проблема героев, которую приходится решать ежеминутно, – как отличить хороших арабов от плохих. Тех, что за нас, от тех, кто против. Среди наших тоже, конечно, есть подлецы и трусы. Их потом наградят орденами, но настоящий солдат знает, что это позор. Настоящих солдат наградят, конечно, тоже, да и сам фильм Майкла Бэя им награда. Пусть и награда сомнительная.

Эффектное, напряженное, мастерски сделанное и восходящее к великой традиции тупое милитаристское кино.

В прокате с 28 января