«Эрнст Неизвестный. Возвращение в Манеж» представляет известного художника и необыкновенного человека
Живопись, графику и скульптуры поясняют многочисленные текстыВ одном из интервью Эрнст Неизвестный сказал, что после эмиграции много сил потратил на то, чтобы упоминаться в газетах в разделе «Искусство», а не «Люди». То есть стремился стать известным именно как художник, а не персонаж. Но название открывшейся в честь его 90-летия выставки «Эрнст Неизвестный. Возвращение в Манеж» опять, в который уже раз, отсылает к событиям 1962 г., когда художник стал объяснять главе государства, как надо понимать искусство, за что и был гневно обруган.
До этого дня Эрнст Неизвестный прожил 37 лет, прошел войну, был тяжело ранен, едва не погиб. После встречи с Хрущевым он очень много и долго работал, но так и не смог, кажется, создать в искусстве ничего способного заслонить в людской памяти его поступок. Хотя и стоят по всему миру его гигантские монументы – в Египте, Магадане, Кемерове, Москве и Вашингтоне.
На выставке памятники представлены огромными фотографиями, но масштаб их все равно трудно представить – тем более что размер в подписях не указан. Зато к работам есть короткие и толковые пояснения, помогающие зрителям лучше понять замысел и смысл увиденных произведений и не чувствовать себя в Манеже Хрущевым. В книге отзывов кроме восхищений достаточно признаний «не понял». Что странно, уже и поп-культура давно освоила различные пластические выверты.
Вторая выставка
Одновременно в Манеже проходит еще одна большая выставка из собрания Феликса Комарова, явно предпочитающего все яркое, декоративное и крупное. Здесь представлены и известные художники (Рустам Хамдамов, Олег Целков, Константин Худяков, Анатолий Зверев), и особо ценимые коллекционером.
Более 20 скульптур, 50 картин и 60 графических листов Эрнста Неизвестного – вещи из собрания коллекционера Феликса Комарова, в начале 90-х открывшего в Нью-Йорке Russian World Gallery. Он инициатор и один из организаторов выставки художника, ставшего ему другом. Показанные произведения относятся в разному времени, но кажутся написанными и отлитыми одновременно. Настолько очевиден в них почерк Неизвестного, его генеральный прием – человеческая фигура как будто расчленена на мелкие объемы, а потом составлена из собственных и чужих фрагментов, на первый взгляд хаотично, но согласно известному только художнику видению.
Так строятся и рисунки, и вызывающе яркие акриловые картины, и скульптура – монументальная и миниатюрная. Мучение плоти, трагическая дисгармония, вызывающий антиэстетизм – все это делает просмотр выставки Неизвестного событием не радостным, но и не мучительным. Трагизм тут настолько демонстративен, что исключает сопереживание. Мощные работы достаточно холодно сконструированы, и пафос их вполне декоративный.
Сам Неизвестный, окончивший Суриковский институт и философский факультет МГУ, относится к искусству как к метафизическому явлению, свое считает синтезом русского авангарда и русской философско-религиозной мысли. И, пожалуй, в творчестве он воплощает собой истового русского модерниста с гипертрофированным комплексом демиурга. Но не в жизни.
Одна из важных составляющих выставки – фильмы о художнике, его интервью. Во всем, что говорит Эрнст Неизвестный, столько глубины, простоты, здравого смысла, понимания людей, в том числе и властных, обстоятельств и самого себя, что этот человек не может не вызывать искреннего восхищения и глубокого уважения.
До 9 февраля