В поединке за главный «Оскар» сойдутся «Выживший» и «Безумный Макс»

Американская киноакадемия объявила номинантов на свои призы
Президент академии Шерил Бун Айзекс и актер Джон Красински объявляют номинантов на приз за лучший фильм. На экране – «Безумный Макс. Дорога ярости» Джорджа Миллера
Президент академии Шерил Бун Айзекс и актер Джон Красински объявляют номинантов на приз за лучший фильм. На экране – «Безумный Макс. Дорога ярости» Джорджа Миллера / MARK RALSTON / AFP

На главного «Оскара» – за лучший фильм года – претендуют восемь картин, но всерьез стоит рассматривать, как обычно, пятерку тех, чьи постановщики попали в режиссерскую номинацию. Это прежде всего «Выживший» Алехандро Г. Иньярриту и «Безумный Макс. Дорога ярости» Джорджа Миллера – фавориты и лидеры по числу номинаций (12 и 10 соответственно). Затем идут финансовая драма Адама Маккея «Игра на понижение» (The Big Short – с Кристианом Бейлом, Стивом Кареллом, Райаном Гослингом и Брэдом Питтом, пять номинаций), газетная драма Тома Маккарти «В центре внимания» (Spotlight – с Марком Руффало, Майклом Китоном и Рейчел Макадамс, шесть номинаций) и канадско-ирландская «Комната» Леонарда Абрахамсона (Room, четыре номинации), история похищения и многолетнего заключения, получившая «Золотой глобус» за лучшую женскую роль (Бри Ларсон).

Три оставшихся – «Шпионский мост» Стивена Спилберга (шесть номинаций), «Бруклин» Джона Кроули (три номинации) и, наконец, «Марсианин» Ридли Скотта (семь номинаций), на «Золотом глобусе» ставший лучшим в категории «комедия или мюзикл».

Оскаровские номинации – 2016, кстати, наглядно показывают, насколько предпочтения Ассоциации иностранной прессы, аккредитованной при Голливуде («Золотые глобусы» – ее призы), могут игнорироваться при голосовании Американской киноакадемии. К примеру, Аарон Соркин, получивший «Глобус» за сценарий «Стива Джобса», на «Оскара» даже не номинирован. Как и Квентин Тарантино, чья «Омерзительная восьмерка» выдвигается на премию киноакадемии лишь за музыку Эннио Морриконе (которому дали «Золотой глобус»), операторскую работу Роберта Ричардсона (к слову, у «Золотого глобуса» такой номинации нет вообще) и женскую роль второго плана (Дженнифер Джейсон Ли). «Марсианин» у академиков тоже скорее в аутсайдерах: Скотт не номинирован, а у Мэтта Деймона, пожалуй, мало шансов против героического Леонардо Ди Каприо («Выживший»), который уже выстрадал «Глобус». На статуэтку за лучшую мужскую роль претендуют также Майкл Фассбендер («Стив Джобс»), на которого я бы все-таки рискнул поставить, Брайан Крэнстон («Трамбо») и Эдди Редмейн («Девушка из Дании»), но в прошлом году Редмейну дали «Оскара» за изображение бокового амиотрофического склероза, так что награждать теперь за роль трансгендера вряд ли станут. За лучшую женскую роль номинированы Кейт Бланшетт («Кэрол»), Бри Ларсон («Комната»), Дженнифер Лоуренс («Джой»), Шарлотта Реплинг («45 лет») и Сирша Ронан («Бруклин»). За «второй план», помимо Дженнифер Джейсон Ли, выдвинуты Руни Мара («Кэрол»), Рейчел Макадамс («В центре внимания»), Алисия Викандер («Девушка из Дании») и Кейт Уинслет («Стив Джобс» – и на этом у фильма Соркина – Бойла всё). В мужскую пятерку «второго плана» вошли Том Харди (за «Выжившего», где он, несомненно, заметнее, чем в «Безумном Максе»), Марк Руффало («В центре внимания»), Кристиан Бейл («Игра на понижение»), получивший «Золотой глобус» Сильвестр Сталлоне («Крид») и Марк Райланс (в моменты своего появления в «Шпионском мосте» легко задвигающий на второй план сыгравшего главную роль Тома Хэнкса).

Один наш

Единственный российский номинант «Оскара»-2016 – «Мы не можем жить без космоса» Константина Бронзита, представленный в категории короткометражной анимации. Учитывая, что у этой картины уже немало наград, будем надеяться, что шансы на приз Американской киноакадемии высоки.

В двух сценарных номинациях (оригинальный и адаптированный) представлены все претенденты на «Оскара» за лучший фильм плюс «Головоломка» (номинант на лучшую полнометражную анимацию), «Из машины» (слабый режиссерский дебют писателя Алекса Гарленда) и рэп-байопик «Прямиком из Комптона» (Straight Outta Compton).

В технических (визуальные эффекты, монтаж, сведение и монтаж звука) с «Безумным Максом», «Выжившим» и «Марсианином» попытаются поспорить новые «Звездные войны».

В пятерке «лучших фильмов на иностранном языке» фаворит, очевидно, венгерский «Сын Саула», у которого уже есть и «Золотой глобус», и каннский Гран-при.

В полнометражной документалистике номинированы две биографии певиц – «Эми» (об Эми Уайнхауз) и «Что случилось, мисс Симон?» (о Нине Симон), а также «Зима в огне» о киевском майдане, страшный «Взгляд тишины» Джошуа Оппенхаймера – продолжение картины «Акт убийства» о геноциде в Индонезии и, наконец, мексиканская «Земля картелей», которая рифмуется с игровой «Убийцей» (Sicario), попавшей в три номинации, в том числе за операторскую работу (Роджер Дикинс).

В операторской номинации, конечно, царит Эммануэль Любецки («Выживший»), но у него уже и так два «Оскара» (причем второй – свежий, прошлогодний, за «Бёрмена» Иньярриту). Так что и Дикинс, и Ричардсон («Омерзительная восьмерка» снята роскошно) имеют шансы. Как и Эдвард Лахман («Кэрол») и Джон Сил («Безумный Макс»).

Что касается главного поединка – «Выживший» против «Безумного Макса», то я поставлю на последнего. Во-первых, потому, что два «Оскара» подряд для Иньярриту будет слишком жирно. А во-вторых, очень хочется верить, что академики согласятся с очевидным: «Безумный Макс», без сомнений, гораздо лучше.

88-я церемония вручения призов Американской киноакадемии пройдет в Лос-Анджелесе 28 февраля