«Звездные войны» обновились успешно
Снятый Джей Джей Абрамсом «Эпизод VII. Пробуждение силы» оказался слегка ироничным, но больше почтительным по отношению к вселенной Джорджа ЛукасаЗла не хватает. Побежденное в финале классической трилогии (1977–1983), оно снова пробуждается, потому что манихейская вселенная, придуманная Джорджем Лукасом, требует равновесия сил (в терминах «Звездных войн» – равновесия Светлой и Темной сторон Силы). Но пока что у зла пубертатный период. Оно не умеет себя вести. У него проблемы с самоконтролем. Продолжатель дела Дарта Вейдера, хоть и носит такие же черные доспехи и маску-шлем, ведет себя как подросток. Получив неутешительные известия, он впадает в истерику и крушит световым мечом ни в чем не повинную аппаратуру: опять ничего не получается! А когда этот злодей-недоучка снимает шлем, открывая обрамленную черными кудрями носатую физиономию актера Адама Драйвера, хочется спросить: вы смеетесь? Вот этот долговязый клоун – новая угроза галактической демократии?
Но ведь и у добра кулаки еще не окрепли. Полноценных джедаев в «Пробуждении силы» нет: наследнику Дарта Вейдера противостоят штурмовик-дезертир (темнокожий Джон Бойега) и молодая мусорщица с задворок галактики (Дейзи Ридли), которая сначала не догадывается о своих способностях, а к финалу начинает ловко махать световым мечом. На этом новации постановщика Джей Джей Абрамса заканчиваются и начинается сплошное почтение перед оригиналом, выдающее в успешном продюсере и режиссере большого фаната «Звездных войн».
Совершенно секретно
Подробности проекта Джей Джей Абрамса были окутаны такой плотной завесой тайны, что некоторые актеры получали подтверждение своего участия в фильме в самый последний момент. Так, например, Оскару Айзеку было велено сидеть в лондонском отеле и ждать звонка, после которого он мог отправиться либо на читку сценария, либо на самолет обратно в США.
«Пробуждение силы» гораздо больше напоминает классическую трилогию, чем ее продолжение-предысторию, снятую Лукасом в новом тысячелетии. Разумеется, в фильме Абрамса полно цитат, которые вместе с сюжетом создают нужное ощущение дежавю. Мы снова в начале большой истории, как в «Эпизоде IV. Новая надежда», с которого в 1977 г. началась вселенная «Звездных войн». Перед героями та же сюжетная задача – уничтожить супероружие, аналог «Звезды смерти», только еще мощнее. С нами снова (пусть и постаревшие) контрабандист Хан Соло (Харрисон Форд) и Лея (Кэрри Фишер), теперь уже не принцесса, а генерал Сопротивления. Рядом – косматый Чубакка и роботы С3РО и R2D2 (эти трое не изменились). Средство передвижения – легендарный «Сокол тысячелетия», отстроенный для съемок в натуральную величину (в «Пробуждении силы» вообще много такой рукотворной работы). И все это снова снято на пленку – в отличие от трилогии нулевых, испорченной в том числе мертвым, слишком мультипликационным цифровым изображением. Кажется, что, как и в случае с другой космической оперой, «Стартреком», Абрамс сделал не продолжение, а перезагрузку.
И даже несмотря на пародийного злодея, ее трудно не признать успешной. Больше того, возможно, правы те, кто уже назвал «Пробуждение силы» лучшим фильмом «Звездных войн» после «Эпизода V. Империя наносит ответный удар» (1980).
Другое дело, что необратимо изменился контекст. Трилогия 1970–1980-х сделала революцию в киномаркетинге, создала на основе идей нью-эйдж первую поп-религию (позже этим путем прошла «Матрица») и стала для миллионов фанатов основой их идентичности. Сегодняшние «Звездные войны» всего лишь попали в один ряд с другими успешными космическими операми последних лет – «Стартреком» или «Стражами Галактики». Конечно, это по-прежнему крупнейший бренд. И благодаря Абрамсу он выглядит на фоне конкурентов очень достойно. С задачей скрасить вам выходные он справится на отлично. А ждать большего сегодня все же немного наивно.
В прокате с 17 декабря