В Екатеринбурге прошел фестиваль современного танца «На грани»
Там можно было за неделю увидеть российские тенденции и подглядеть за мировой модой«На грани», возникший в Екатеринбургском театре музкомедии, все семь лет своего существования продолжает расширяться. Его программа захватила не только основную и малую сцену базового театра, но распространилась на ТЮЗ и театр «Щелкунчик»; в выходные марафон просмотров начинался в 11 утра и длился до позднего вечера. От зрителей требовался энтузиазм, чтобы успевать перемещаться за спектаклями по городу и следить за сменой стилей и идей. При этом залы почти всегда были полными, подтверждая статус Екатеринбурга как столицы российского современного танца, где обитают не только его творцы, но и аудитория – преимущественно очень молодая, энергичная и требовательная, свободно ориентирующаяся в уровне участников фестиваля.
В этом году обещал стать сенсацией Tangotheatre Kiukkarainen – первый плод сотрудничества фестиваля с Финляндией. Chess Piece в постановке Марио Киукаанниеми представил экзотическое для России перформативное танго. Растянутый на полчаса дуэт показал игру в шахматы и как войну, и как любовную битву – взгляд не новый, что не помешало бы наслаждаться им в случае виртуозного исполнения танго. Однако оно не поднялось выше самодеятельных экзерсисов, оставив в недоумении.
Гораздо более успешным оказалось сотрудничество фестиваля с Французским культурным центром, деятельность которого была представлена совместной работой ведущих отечественных компаний с французскими постановщиками. Среди них выделились дуэт «Сияние видимости» и «Унесенные 2» Камерного балета «Пантера», в которых медитативный утонченный стиль хореографа нашел в виртуозных казанских танцовщиках прекрасных интерпретаторов. Не менее эффектной оказалась премьера «Провинциальных танцев», для которых Фабрис Ламбер поставил часовой напряженный силовой спектакль «После нас», бьющий на эффект и индивидуальной, и коллективной виртуозностью компании, но не дающий материала для той тонкой театральности, которую воспитала в своих артистах руководитель труппы Татьяна Баганова. Зато простодушный драйв Мод Ле Пладек в DEMO-Materials отлично подчеркнул все достоинства юных танцовщиков самарского театра танца Эльвиры Первовой.
Памяти первого
Нынешний фестиваль «На грани» был посвящен Евгению Панфилову – первопроходцу российского современного танца, которому исполнилось бы 60 лет. Пермский театр, уже 13 лет существующий без основателя, показал в Екатеринбурге его восстановленные хореографические номера, а также премьеры Ларисы Александровой «Саломея» и Константина Кейхеля «Генезис».
Событием стали выступления традиционных лидеров – Челябинского театра танца, привезшего спектакль Ольги Пона «Встречи», Балета «Москва», показавшего еще один новый спектакль с французским акцентом – «Удерживая время» Рашида Урамдама, эстонского Fine5 со структурно и эмоционально сложным спектаклем ...and Blue.
Но для развития фестиваля не менее важно то, что каждый раз ему удается представить новые имена. В этом году это были объединившиеся в постановочный и исполнительский дуэт Мария Грейф и Татьяна Сущенко. Танцовщицы Челябинского театра современного танца, владеющие уникальной техникой воспитанников Ольги Пона, они придумали спектакль о соединенности и несовместимости, взаимопонимании и угнетении, лидерстве и аутсайдерстве, не воспользовавшись ни декорациями, ни сложными костюмами – только пластикой своих тел.
Екатеринбургский дуэт перформеров Александра Фролова и Анны Щеклеиной Zonk’a вообще можно назвать воспитанниками фестиваля «На грани» – впервые они попали в его программу сразу после окончания учебы и тогда же обратили на себя внимание. Их язык и выразительные возможности с каждой новой постановкой усложняются, но неизменным остается умение превратить перформанс – для непосвященных искусство умозрительное и скучноватое – в захватывающее действо. Узнаваемый стиль Zonk’a – виртуозная работа с предметами, фактурами материалов, но любимы Фролов и Щеклеина за то, что вдвоем способны создать остросюжетный по эмоциям спектакль, наполненный ассоциациями, которые порождают параллели и перпендикуляры в душе каждого зрителя. На этот раз вместе с постановкой 2013 г. «Здесь хорошо» они показали свой опыт работы с классическими танцовщиками, переработав восьмиминутный номер «Троица» в 50-минутный спектакль. Он захватывает и смелостью заявки (да, «Троица» – это отсылка к Андрею Рублеву), и гранями высокого и низкого, бытового и духовного, материнства и дочерничества, и красотой струящихся тканей и текучих линий исполнительниц. Хореографы взламывают совершенство балетной формы – за которой оказываются чувства, знакомые каждому.
Екатеринбург