В прокат выходит «Убийца» с Эмили Блант и Бенисио дель Торо

В натуралистичной драме Дени Вильнева о борьбе с наркотрафиком важен женский взгляд на жестокость невидимой войны
У героини Эмили Блант решительный вид, но она самый уязвимый персонаж фильма
У героини Эмили Блант решительный вид, но она самый уязвимый персонаж фильма / OUTNOW.CH

Для героини Эмили Блант это личное: офицер Кейт Мейсер соглашается принять участие в спецоперации против мексиканского наркокартеля после взрыва, убившего ее коллег из ФБР. Режиссер Дени Вильнев и оператор Роджер Дикинс сразу дают понять, что чувствительным зрителям лучше выйти из зала. От вида обмотанных скотчем трупов, замурованных в стене дома, тошнит даже обнаруживших их офицеров ФБР. Потом гремит взрыв, камера показывает крупным планом оторванную руку: вы все еще хотите смотреть дальше?

Эмили Блант – наш агент в этом круге ада. Тот самый чувствительный зритель, который хотел бы выйти из зала, но задет за живое и решается досмотреть мрачную драму до конца.

Точнее, зрительница. Единственная женщина в мужском мире картелей по ту сторону границы и агентов ЦРУ и ФБР по эту. Офицер Кейт Мейсер почти не умеет улыбаться, неделю не меняет футболку, участвует в боевых операциях. Но это не Цельнометаллическая Стерва, которую Блант играла в фантастическом боевике «Грань будущего». В офицере Мейсер важнее не сила, а ранимость. Она проходит через цепь унижений. «Замужем?» – «Разведена». «Дети?» – «Нет». Самодовольный куратор спецоперации Мэтт Грейвер (Джош Бролин), приходящий на совещания в шлепанцах, даже сидя умудряется смотреть на нее словно бы сверху вниз. Это бесит, хочется врезать ему в челюсть (и ближе к финалу Кейт, сорвавшись, сделает это). Но этот тип ей хотя бы понятен. Непонятен второй, молчаливый мексиканец Алехандро (Бенисио дель Торо), бывший прокурор, участие которого в операции придает происходящему дополнительную нервозность. Но для него это тоже личное.

Молча лучше

В сценарии Тейлора Шеридана у героя Бенисио дель Торо было гораздо больше слов. Но актеру показалось странным, что его персонаж рассказывает о своем прошлом героине Эмили Блант через 15 минут после знакомства. В результате дель Торо и режиссер Дени Вильнев сократили около 90% реплик, и персонаж стал гораздо более таинственным.

Кейт вовлечена в интригу, но все-таки больше она – наблюдатель, цепенеющий от ужаса, бессильный что-либо изменить. Ее функция – всего лишь указать на аморальность методов, которыми ведут эту теневую войну на границе не только картели, но и спецслужбы. Режиссер Дени Вильнев постоянно напоминает, что по ту сторону закона – тоже люди, у них есть семьи и дети. Маленький сын коррумпированного мексиканского полицейского любит играть в футбол и, очевидно, очень привязан к отцу. Героиня Эмили Блант не видит этих семейных сцен. Нет, видит: ведь мы смотрим ее глазами.

Сюжет разгоняется медленно. Оператор Роджер Дикинс панорамирует пустынные пейзажи под сумеречным небом и страшные улицы мексиканской наркостолицы Хуареса с повешенными на арках мостов трупами. Под тяжелые аккорды композитора Йоханна Йоханнссона ездят туда-сюда большие черные машины. Эмили Блант нервно затягивается сигаретой, наблюдая за ночным допросом нелегальных мигрантов. «Мы как вакцина», – объясняет ей герой Бенисио дель Торо. Боевые сцены сняты длинными планами, с минимумом монтажных стыков. Если в темноте, то картинка выглядит как в приборе ночного видения: натурализм так натурализм. Вместо автомобильной погони, без которой трудно представить кино про наркотрафик, Вильнев показывает перестрелку в пробке на мосту. Единственная сексуальная сцена заканчивается дракой, нарочито неэффектной, бытовой. И снова использованным, побитым должен почувствовать себя зритель.

Женщины вряд ли пойдут смотреть это жестокое кино. И не надо, пусть лучше на месте героини Эмили Блант попробуют представить себя мужчины.

В прокате с 26 ноября