В Екатеринбурге завершился третий музыкальный фестиваль «Евразия»

Он был посвящен теме Средиземноморья и музыке разных культур
Египетские суфии спели в Екатеринбурге древние ритуальные мелодии
Египетские суфии спели в Екатеринбурге древние ритуальные мелодии / Уральская филармония

Не уступая Зальцбургу в тематической изощренности, третья «Евразия» соединила седой Урал со Средиземным морем (два года назад тот же фестиваль знакомил публику с музыкальными артефактами Шелкового пути). Средиземноморская тема – Mediterranea, расширенная дополнительным смыслом «средиземье», не только идеально отыграла место фестивальной прописки – ведь на Урале Европа встречается с Азией, – но и проиллюстрировала идею глобального резонанса культур. Двенадцать фестивальных дней зал Уральской филармонии, превратившись в Ноев ковчег, погружал слушателей в звуковую акваторию Средиземного моря, заставлял вникать в сложные современные композиторские лексики, а попутно находить их отзвуки в подзабытых околосредиземноморских культурах и культах.

Открывшись мировой премьерой по-восточному мудрой и по-минималистски бесконфликтной пьесы Антона Батагова I See Your Dream, You See My Dream («Я вижу твой сон, ты видишь мой сон») в исполнении Уральского симфонического оркестра с автором за роялем, щедрый на сюрпризы фестиваль вскоре стал окатывать слушателей порциями непредставимых в академическом формате этнографических брызг, собранных программным директором «Евразии» (и постоянным автором «Ведомостей») Гюлярой Садых-заде в красочную панораму «От Леванта до Магриба».

Один вечер на сцене Филармонии пели суфии ордена «Аль-Тарика аль-Газулия» – египетские адвокаты, два раза в неделю практикующие молитвенные собрания у себя на родине. В Екатеринбурге солидные дяденьки давали второй в жизни концерт – первый годом раньше случился в Зальцбурге. Послеконцертная автограф-сессия с суфиями прошла в атмосфере переходящего в давку восторга. Не менее пылкую реакцию вызвал ансамбль L’Arpeggiata из Франции: мелодии и ритмы средиземноморской эстрады XVI–XVII вв. заезжие менестрели отжигали под аккомпанемент микроскопической виолы фаду, греческой лиры, корнета и прочей хлипкозвучной фольклорной утвари. Радости публики не было пределов.

Старейший в Европе Оркестр Итальянского радио (RAI) ошеломил строгой дисциплиной вкупе с натренированной готовностью к сложному репертуару. После модернистского «Триптиха Боттичелли» Отторино Респиги и строго регламентированного авангарда в венецианском опусе Бруно Мадерны «Музыка № 1» (1948) гениальная пьеса Фаусто Ромителли (1963–2004) «Смерть городского радио» реабилитировала способность новой симфонической музыки к слышанию чего-то древнего, незыблемого, вечного: живой природы, изменчивых средиземноморских ветров, еле заметных вибраций воздуха. Не всякий радиооркестр отважится так интерпретировать радиозависимость – мягко говоря, как вредную.

Статистика

В этом году на фестивале «Евразия» выступило более 500 музыкантов из 24 стран, прозвучало три мировых и несколько российских премьер, а фестивальные концерты посетили 7000 слушателей.

Две с половиной программы привез на «Евразию» титулованный «Ардитти-квартет». В их камерном концерте мэтры века прошлого – Бела Барток (Квартет № 4, 1927) и Дьёрдь Лигети (Квартет № 3, 1968) встретились со своими продолжателями в лице турчанки Зейнеп Гедизлиоглу (ее квартет «Не умолкай» написан в память об убитом в 2007 г. армяно-турецком журналисте Гранте Динке) и японца Тосио Хосокавы (названием квартета – «Молчаливые цветы» – давно оевропеившийся композитор красноречиво оппонировал всецело занимающему его искусству звукописи).

На встрече с учениками местного музыкального колледжа «Ардитти-квартет», показав работу над новым опусом сэра Харрисона Бертуистла – последнего в коллекции пишущих для квартета современных авторов, пожелал подрастающим коллегам срочно завязывать дружбу с ровесниками-композиторами. Ну а сами в последний фестивальный день подкрепили нежную страсть к новой музыке мировой премьерой «Реки» Тосио Хосокавы для квартета с оркестром. В пространстве сенсационного 23-минутного звукопутешествия самым удивительным стало то, как сложными приемами легко достичь полнейшей иллюзии извивающегося речного течения. Ну а грустным – потому что музыка композитора, к чьему 60-летию спешно готовится Берлин, в общем-то повествует об иссякающей быстротечности жизни.

И все же по возвращении из Екатеринбурга с тревогой думается о неясном будущем одного из лучших в стране региональных музыкальных форумов. Журналистам об этом сообщил директор филармонии Александр Колотурский. Пока прогноз не фатален: «Из-за нехватки финансирования фестиваль 2017 г. будет сокращен до пяти-шести концертов». Однако в свете невозобновленного договора Уральской филармонии с программным директором «Евразии» остается мало надежд на те горизонты, которые, возможно, останутся в памяти нынешних гостей и фестивальной публики неким подобием последнего счастливого сна.

Екатеринбург