«Родина» Петра Буслова пытается объяснить, за что мы себя ненавидим

В новом фильме постановщика «Бумера» «русский мир» оказался виднее из Индии
Герой Петра Федорова дважды за сюжет лезет в драку – как потом объясняет, «за правду»
Герой Петра Федорова дважды за сюжет лезет в драку – как потом объясняет, «за правду» / KINOPOISK.RU

Прямой, да что там, прямолинейный фильм. Не предполагающий разночтений, трактовок, увиливаний. Все проговаривающий сам. Открытым текстом. «Легко тебя не любить, когда ты рядом» – это один из героев (Александр Робак) говорит брошенной во время отдыха на Гоа жене (Екатерина Волкова), но понятно же, о чем это, уже в названии фильма сказано.

Они там, на Гоа, презрительно называют ее Рашкой. Но Рашка у них в башке, они ее с собой привезли. То есть не «они», конечно, мы – Петр Буслов не исключает из этого круга ни себя, ни зрителей. Он выбрал очень эффективный способ показать «русский мир». На выезде все рельефнее, виднее.

Камера Федора Лясса часто беснуется: в сценах рейва под кайфом, праздника холи, галлюциноза, массовой драки. Часто любуется: длинными пляжами, пальмами, играющим в волосах солнцем, разноцветной индийской нищетой, закатами-«сансетиками» (тут много такой точной речевой мерзости, застревающей в зубах). Индия яркая, в России снег идет (и об этом нам тоже то и дело напоминает кто-нибудь из персонажей). Но говорить прямо не обязательно значит множить банальности. Просто у Буслова очень много эмоций. Накипело.

Долгий путь

Петр Буслов задумал фильм девять лет назад. Первоначально проект назывался «Флип-аут», потом поменял название, а вместе с ним масштаб, разрастался, переделывался, в итоге немного потерял в сюжетной актуальности (поток российских искателей кайфа или просветления в Индии за последние годы уменьшился), но по сути во время все равно попал.

Начинается неубедительно (кончается тоже, но к тому моменту это уже почти не важно): буквально «остановите самолет, я слезу». Смертельно больной русский миллиардер (Андрей Смоляков) ссорится на борту с дочерью Евой (Любовь Аксенова) и приказывает пилоту идти на посадку. Ева убегает в ночные индийские джунгли, отец бросается за ней, чтобы искать потом весь фильм, постепенно сходя с ума, теряя себя. Но это лишь одна из историй. «Мир большой, человек маленький. Люди теряются, люди находятся», – сыплет афоризмами житейской мудрости шеф местной полиции (Шив Субраманьян), уважаемый человек, глава большой семьи, у которого уже растет бойкий и впечатлительный внук, мечтающий о мощном японском спортбайке. Кумир полицейского – Ганди, любимая присказка – про то, что людей губят деньги.

Разумеется, он главный в округе взяточник, регулярно получающий пачки долларов от русского наркодилера по кличке Космос (Павел Личников) не только за то, что прикрывает его нелегальный бизнес, но и за то, что депортирует конкурентов. В отличие от прочих дилеров-соотечественников Космос – идейный. Он считает себя анархистом и продает только кислоту собственного производства, которая, по его убеждению, не одурманивает, а прочищает мозг (но последствия ее употребления показаны так, что никакой Роскомнадзор не придерется). У Космоса есть своя теория заговора, состоящая в том, что сбыт всех остальных наркотиков поощряется мировыми правительствами, чтобы люди тупели и верили всему тому вранью, которое правительства транслируют. «У меня путь длинный, у Космоса путь короткий», – говорит пляжный преподаватель духовных практик Тимур (Сергей Бадюк) взбрыкнувшему ученику Макару (Петр Федоров), бусловскому альтер эго, «парню с Новосиба», которому завтра улетать домой, поэтому короткий путь предпочтительней.

А домой тут никто не хочет, потому что там снег и все эти «тошнотворные рожи», как говорит кто-то из двух друзей-жлобов (Максим Лагашкин и Владимир Сычев), эти самые рожи как раз и показывающих во всей красе. Тут Буслов, конечно, предлагает нам посмотреться в зеркало. Один из вопросов-рефренов «Родины»: «Думаешь, ты другой?»

«Родина» вообще быстро уводит из эстетического измерения в этическое, социальное, политическое. Тот случай, когда важнее говорить не о том, как сделано кино, а «про что». Тут русская агрессия недвусмысленно объясняется как ненависть и презрение к себе, обращенные на другого, такого же. И когда это наконец договорено, вбито в голову самым доходчивым образом, фильм становится избыточным, начинает расползаться, намокать ненужными слезами под патетическую музыку, превращаться именно что в индийскую мелодраму. Но это как раз эстетические претензии, которые в случае «Родины» вторичны и сути не меняют. Она все равно болезненная, живая и важная. А эстетическое наслаждение можно получить в каком-нибудь другом месте, с другим названием.