Выставка «Шустер. Коллекция» показывает живопись музейного класса
На ней галерея «Наши художники» собрала вещи, принадлежавшие ленинградскому коллекционеруГалерея «Наши художники» выставкой «Шустер. Коллекция» отметила двадцатилетие со дня смерти коллекционера Соломона Шустера. Десять лет назад в той же галерее прошла выставка его памяти, как и нынешняя, она собрала на вернисаже директоров и сотрудников музеев, московских и петербургских коллекционеров. Причина очевидна даже для попавшего на выставку случайно. Две работы Пиросмани, три Павла Кузнецова, пять Роберта Фалька, большой женский портрет Бориса Григорьева «Душка», очень декоративная, сиренево-розовая «Цветущая яблоня» Натальи Гончаровой и ее же нежный, ранний, без живописных условностей «Портрет брата» – даже перечисления части собранного достаточно, чтобы понять уровень коллекции ленинградского кинорежиссера.
На выставке показана только ее часть, и не все представленные вещи сегодня принадлежат наследникам Шустера. Например, центральный экспонат – хорошо известный «Автопортрет с портретом Петра Кончаловского» Ильи Машкова – находится в Русском музее. Это полотно размером 208 на 270 см стало эмблемой выставок «Бубнового валета» и вообще всего движения молодых и наглых художников, демонстративно заявлявших сто лет назад, что нет для них в искусстве ничего святого. По воспоминаниям Шустера, вдова Машкова долго не могла продать картину как раз из-за ее размера, по той же причине она была подарена музею. В домах у коллекционеров в советские времена было тесно.
Другие вещи после смерти Шустера обрели новых владельцев. Они предоставили их на выставку, ведь и сам он охотно давал свои картины музеям и галереям, и они, яркие, надолго сохранялись у зрителей в памяти. Поэтому многое, что выставлено сегодня в «Наших художниках», кажется хорошо знакомым. Теперь и наследник коллекционера, Валентин Шустер, продолжает традицию – на выставке Павла Кузнецова, проходящей сейчас в Третьяковке, представлены лучшие вещи из шустеровского собрания.
Но можно увидеть среди известного и неожиданные вещи, прежде всего «Короля нищих» Роберта Фалька. Удивительно, как написанный в 1924 г. портрет встреченного на улице нищего дожил до наших дней. Стоящий на коленях его герой, с отталкивающим, прямо-таки демоническим лицом, очень похож на Ленина. Фальк политической сатирой не занимался. Как свидетельствовала вдова художника Ангелина Щекин-Кротова, нищий приходил на сеансы хорошо одетым, брал за них немалые деньги, а также все, что плохо лежало. Картина имела успех и даже была куплена для русского посольства во Франции, но потом возвращена художнику, поскольку сходство с вождем всем бросалось в глаза. Как писал Соломон Шустер, «рассказ о человеке интереснее рассказа о вещах».
Интересно прочесть
К выставке 2005 г. была издана книга «Соломон Шустер: профессия коллекционер», где были опубликованы вещи из коллекции и рассказы самого Шустера. В этом году «Наши художники» сделали каталог выставки, где можно прочитать воспоминания Валентина Шустера, коллекционеров Валерия Дудакова, Андрея Васильева, Александра Шлепянова, кинорежиссера Сергея Соловьева.
Но выставка «Шустер» в галерее «Наши художники» – не только мемориальная, прежде всего, это выставка очень хорошей живописи. И о каждой показанной там картине можно и хочется написать отдельно, каждая по-своему интересна. «Оркестровый автопортрет» Кирилла Зданевича интригует зашифрованными в рисунке героями (Ладо Гудиашвили, Кара-Дервиш, Кирилл Зданевич, Илья Зданевич, Алексей Крученых). «Пейзаж с лодкой» Александра Древина 1931 г. легкостью и тонкостью напоминает французских постимпрессионистов. А толстая, тяжелая, голая натурщица с холста Александра Шевченко словно утверждает, что любые формы прекрасны.
Несколько странно выглядит в столь ярком соседстве неловкая балерина на картине Игнатия Нивинского «Перед зеркалом», но, как писал Шустер, они с женой собирали то, что истинно хотели, а не музей, или «музей индивидуальных пристрастий».
До 20 декабря