Ридли Скотт и Мэтт Деймон рассказали, что есть на Марсе
В фильме «Марсианин» герой-астронавт занимается рискованным земледелием и внушает оптимизм зрителям по обе стороны АтлантикиСразу хочется картошки. Отварной или еще лучше печеной. Герой Мэтта Деймона уминает ее с таким аппетитом, что прямо завидуешь. Еще бы, сам вырастил! На Марсе! Живописный, раздольный, трехмерный, искрящийся оптимизмом фильм Ридли Скотта следует показывать фермерам, колхозникам, агрономам и прочим труженикам сельскохозяйственного сектора: вот как надо! И не жалуйтесь на погоду. На Марсе вообще воздуха нет. И удобрения – только те, что производишь сам.
Тяжелейшие условия марсианского земледелия. Борьба одинокого астронавта за выживание. Представили? Не угадали. У Ридли Скотта это смотрится как репортаж с экофермы. Вышел из жилого модуля – красота-то какая! Широко раскинулась залитая далеким солнцем Ацидалийская равнина. Погода, можно сказать, замечательная. Ураган налетел только в самом начале – чтобы экипаж улетел, а ботаник Марк Уотни, которого сочли погибшим, остался. Отряхнул песок, дотопал до модуля, зашил дырку в животе, порылся в запасах и сказал себе спасибо за то, что правильно выбрал профессию. Никогда еще в истории кинофантастики герои не улетали так далеко, чтобы быть ближе к земле.
Зритель, мало-мальски знакомый с творчеством классика жанра Ридли Скотта, долго ждет подвоха. Когда же выскочит Чужой? Побежит ли Мэтт Деймон по лезвию? Ничего подобного. Тут лучше вспомнить, что в фильмографии сэра Ридли есть фильм «Хороший год», в котором уставший от нью-йоркской нервотрепки герой Рассела Кроу открывает для себя прелести Прованса и тамошнего виноделия. А тут просто вместо лавандовых полей и виноградников – красная пустыня (картину снимали в Иордании). И в ней, конечно, интересней. Марсоход на ходу – езжай на все четыре стороны. Но потом опять в огород, сказать картошечке: «Привет!» И вообще много дел по хозяйству, ни астронавту, ни зрителю скучать некогда.
Астронавты со стажем
Мэтт Деймон уже не в первый раз играет астронавта, в одиночку сидящего на каком-нибудь далеком космическом теле. В недавнем «Интерстелларе» Кристофера Нолана он обитал на астероиде, правда, там его роль была гораздо более зловещей. В «Интерстелларе» играла и Джессика Честейн.
Технически грамотные люди, конечно, могут указать на кое-какие проколы. Что нельзя дырку в шлеме скотчем заклеивать. Или летать в открытом космосе на манер Железного Человека. Особенно внимательные зрители даже разглядели в одном из кадров растительность (ага, не только ботва есть на Марсе!), в другом – след от самолета, а в третьем – отражение оператора в шлеме. Но все это совершенные пустяки на фоне величественных видов, изобретательности и жизнелюбия главного героя и энтузиазма всего прогрессивного человечества, ищущего способ спасти космического рядового.
Потому что родина своих не бросает. И с достоинством принимает помощь другой великой державы (любители конспирологии и геополитики непременно отметят, что в будущем США хотят дружить с Китаем).
То есть, с одной стороны, это монодрама, в которой Мэтт Деймон в одиночку колонизирует непригодную для жизни планету, располагая к себе зрителя кулибинской смекалкой, гагаринской улыбкой и шутками про дурной музыкальный вкус командира экспедиции (Джессика Честейн), притащившей на Марс диско-хиты 1980-х. А с другой стороны – исполненный внушительным хором известных голливудских артистов гимн демократическому обществу, где ценен, уникален и незаменим каждый человек, кроме разве что директора NASA (фирменно надутый Джефф Дэниелс), который больше беспокоится за собственную репутацию, чем за жизнь астронавта, – но должна же быть в идиллии хоть одна прореха. Все остальные – астрофизики, конструкторы, навигаторы, руководители разных уровней – не спят, не едят и не какают (все это за них делает герой Мэтта Деймона), работая над тем, чтобы вернуть астронавта домой, а до того поддерживать с ним все возможные виды контактов (астронавту на Марсе не хватает, кажется, только «Фейсбука» с «Инстаграмом»).
Но хорошо и с размахом выстроенные идеологические конструкции занятны еще и тем, что в новом двухполярном мире могут читаться совершенно по-разному. Если для американцев эта космическая сага в который раз манифестирует ценность человеческой личности, которая важнее любой марсианской программы (и потому программа будет выполнена и перевыполнена), то душу россиянина фильм Ридли Скотта согреет оптимизмом относительно возможностей выжить за счет своих шести соток.
Мы, конечно, и раньше знали, что импортозамещение – это фантастика. Но чтоб такая! Прекрасную картину снял Ридли Скотт, чистосердечно всем рекомендую.