Столетие «Черного квадрата» в Фонде Бейлера отпраздновали первыми и лучше всех
Там воспроизвели выставку, на которой шедевр Малевича был показан впервыеВыставка «В поисках 0,10 – последней футуристической выставки картин» открылась в крупнейшем европейском частном музее – базельском Фонде Бейлера. Посвящена она столетию главной картины ХХ в. – «Черному квадрату» Казимира Малевича. Впервые он был явлен публике 17 декабря 1915 г. на выставке «0,10» в «Художественном бюро» галеристки Надежды Добычиной, находившемся в доме 7 на Марсовом поле.
Реконструировать выставку, вошедшую в историю искусства именно благодаря «Черному квадрату», невозможно. Сведения о ней обрывочны, сохранившийся каталог не иллюстрирован, из 154 ее экспонатов сохранилось около трети работ. Так что директор Фонда Бейлера Сэм Келлер и куратор выставки Мэтью Дратт сделали не реконструкцию эпохального события, а попытку максимально приблизиться к нему, создать представление о том, что увидели зрители 100 лет назад.
«В поисках 0,10» собрала только произведения участников исторической выставки и только созданные в те же 10-е годы прошлого века. За исключением главного – привезенный из Третьяковки «Черный квадрат» написан Малевичем в 1929 г., это авторская копия, сделанная специально для галереи. Рядом с ним на белой стене висят «Черный крест» из Центра Помпиду и «Черный круг» из частного собрания – они 1915 г., т. е. «те самые». Геометрическая троица выглядит загадочно и эффектно, и ее не раз выставляли вместе. Тот же Мэтью Дратт на выставке Малевича в Музее Гуггенхайма в 2002 г. Прием старый, но беспроигрышный, всегда производит сильное впечатление. Трудно объяснимое, но очевидное, особенно когда композиции висят близко друг к другу. На нынешней выставке картины, собранные из многих музеев мира и частных собраний, расположены свободно и даже несколько теряются на просторах залов, где явно лучше смотрятся масштабные сочинения современных художников.
Обрамление
К выставке «В поисках 0,10» в Фонде Бейлера подготовлена выставка «Черное солнце», где собраны произведения выдающихся художников прошлого и нынешнего веков, идейно и тематически связанных с «Черным квадратом»: Василия Кандинского, Пита Мондриана, Александра Колдера, Зигмара Польке, Энди Уорхола, Лучио Фонтаны, Герхарда Рихтера, Дэмиена Херста.
На сохранившейся исторической фотографии, вошедшей, наверное, во все издания по искусству ХХ в., запечатлена экспозиция Малевича на «0,10». «Черный квадрат» там висел в верхнем, красном, углу, словно икона, с тех пор его и называют «иконой русского авангарда». Однако группировать работы так, как это было на петербургской выставке, в Базеле не стали. Возможно, потому, что такие опыты уже проводились, Малевич до сих пор остается одним из самых востребованных музеями художников. В Базеле действительно собрали много его работ – 25, а в 1915 г. он выставил 39 картин, все супрематические.
Бесспорно, что «Черный квадрат» – главный герой выставки, но ценность ее все же не в нем, а в воспроизведении контекста, в котором он появился. Среди 14 участников «0,10» были и художники, ставшие знаменитыми. Это ученики Малевича, также заявившие о супрематизме: Ксения Богуславская, Иван Клюн, Иван Пуни, Михаил Меньков. И художники, поддерживавшие Владимира Татлина, чьи показанные впервые контррельефы стали тоже новым словом в искусстве. Татлину повезло меньше, чем Малевичу, его хрупкие пространственные композиции не сохранились, и на базельской выставке в его зале в основном документация, а не произведения, а в 1915 г. он показал 15 контррельефов.
На нынешней выставке, как и на исторической, много работ Ивана Пуни. Кстати, по некоторым сведениям, единственная купленная с выставки работа – его «Мытье окон» – стоила 100 руб. Натан Альтман, Ольга Розанова, Любовь Попова, Надежда Удальцова – все первые лица русского авангарда представлены на выставке несколькими отличными вещами. И кроме того, на выставке собрано много документов, в том числе газетных рецензий на «Последнюю футуристическую выставку картин». «Сухо, однообразно, никакой живописи и никакой индивидуальности. Малевич – как Попова. Попова – как Пуни. Пуни – как Удальцова» – если бы автору этих строк сказали, что через 100 лет этих похожих друг на друга художников будут выставлять по всему миру, он бы с удивлением пожал плечами. Зато умного и проницательного Александра Бенуа выставка огорчила и испугала, он увидел в ней отказ от прежней системы ценностей в искусстве – и был прав.
Над выставкой, рассказал Сэм Келлер, Фонд Бейлера работал несколько лет в тесном содружестве с российскими музеями. Почему ни один из этих музеев не сделал подобную выставку в своих стенах, понять невозможно. По словам нынешнего директора Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой, деньги на нее найти было возможно.
До 10 января