Выставкой «Метагеография. Пространство – образ – действие» Третьяковка включилась в биеннале современного искусства
Концепция экспозиции оказалась занимательней произведенийВыставки, как люди, бывают умными, но некрасивыми. В отличие от людей они часто некрасивы намеренно, чтобы зрелищность не затмевала смысла. Вряд ли, смею предположить, «Метагеография. Пространство – образ – действие» намеренно получилась внешне бледной, но ее экспонаты почти затерялись в пространстве залов, где обычно проходят выставки Отдела новейших течений Третьяковской галереи. Растворились, как редкие населенные пункты на бескрайних просторах нашей необъятной родины.
Центральный зал выставки украшен длинным помостом, забравшись на него, легче рассматривать произведения, часть из которых намеренно высоко повешены, да и вообще мелки для таких выставочных площадей. В другом зале сооружен геодезический купол, кажущийся горой. Так бесхитростно, но симпатично спародирован выставкой земной рельеф.
Список участников проекта состоит из почти сорока фамилий и названий арт-объединений, но известных среди них немного. И не сложная работа Дмитрия Плавинского «Картография страха» или документация акции группы «Коллективные действия» формируют здесь ландшафт, а работы молодых художников, осмысляющих географию Бирюлева (Кристина Романова) или пересекающих Москву с балкой на плече (Екатерина Васильева и Ганна Зубкова, документация перформанса «Ось революции»). Среди них тоже есть свои лидеры, например Павел Отдельнов – мастер отчаянно депрессивного пейзажа. Но главным героем выставки, несомненно, стал Борис Родоман, профессиональный географ и публицист. Глядя на его графические схемы (вроде «Интересы Б. Б. Родомана»), можно подумать, что перед нами произведения какого-нибудь выдуманного героя мало известного художника московского концептуализма.
На той выставке наука и жизнь решительно побеждают искусство. Конкуренцию молодым и маститым составляют вещи, для здания новой Третьяковки нехарактерные: карты и геодезические инструменты. Двадцатичетырехметровая мерная цепь или литография «Карта будущей Европы (как ее не думал видеть Вильгельм, «царь Европейский)», сочиненная неким И. П. Алексеевым в 1914 г., превосходят все пластические и идеологические построения художников. Правда, самый сильный номер все же художественный – это появление товарища Сталина на парадной картине Федора Решетникова и в качестве героя карты «И. В. Сталин на фронтах гражданской войны». Но что делать – госпропаганда побеждает все: и живое, и выдуманное.
До 7 февраля