На международном анимационном фестивале «Крок» больше всех наград взяли российские фильмы
Такой удачный сезон выпадает редкоПлавучий анимационный фестиваль «Крок» завершил свой маршрут из Москвы в Питер и раздал призы в галерее «Эрарта». Первое, что бросается в глаза при взгляде на список свеженагражденных, – это то, как много в этом году русских призеров. Четыре важнейшие награды: лучший фильм в категории от 10 до 50 минут – «Волк Вася» Екатерины Соколовой по чеховским мотивам, лучший фильм в прикладной анимации – пилот насмешливого сериала «Поросенок» Натальи Березовой, приз Александра Татарского «Пластилиновая ворона \ За высший пилотаж» – главный фаворит мировых фестивалей этого года «Мы не можем жить без космоса» Константина Бронзита и Гран-при – «Брут» Светланы Филипповой по трагическому рассказу Людвика Ашкенази о конвойной собаке, провожавшей евреев в концлагеря. Плюс пять дипломов – специальных упоминаний – это действительно очень много, трудно припомнить, когда такое бывало прежде. Но, признаемся честно, таких невероятно удачных для российской анимации лет, как те два года, которые рассматривал нынешний «Крок», тоже не было давно. Это случается в искусстве – вдруг выстреливает все, что долго готовилось, а потом опять наступает передышка.
Мирный джем
Спецприз фестиваля получил музыкальный клип «Совы нежные» на песню группы Les Pires – задуманный на «Кроке» 10 лет назад анимационный джем, в котором без всяких денег, а только ради удовольствия участвовали 20 режиссеров из 10 городов мира. Вручая награду, режиссер Игорь Ковалев заклинал зал: «Устраивайте джемы, любите друг друга, анимируйте! Только не воюйте!»
В последние пару лет мы много говорили о том, что у нас явный взлет современной детской анимации и что по числу отличных авторских фильмов для детей, пожалуй, с Россией сегодня мало кто может сравниться. Но 22-й «Крок» расставил акценты иначе. Да, русские фильмы для малышей были на высоте, но и французские оказались ничуть не хуже (приз в детской категории получила уморительная история Фрица Штандерта из Франции «Считая овец» про никак не засыпающего мальчика, к которому на ночь набивается полная комната овец, так что приходится вызывать на помощь волка, затем охотников, в конце концов и их выгнать из спальни невозможно). Но самой мощной категорией, в которой все награжденные фильмы оказались русскими, была «от 10 до 50» минут – т. е. самые длинные и самые весомые, серьезные ленты. Мало какие иностранные фильмы можно было сравнить по нежности и лиризму с картиной «Мой личный лось» Леонида Шмелькова, по страсти и выразительности изображения – с картиной «Мужчина встречает женщину» Дмитрия Геллера, снятой в духе экспрессионизма. Разве что столь же насмешливо-провокативный, сколь и поэтический фильм Прийта и Ольги Пярн из Эстонии «Пилоты по дороге домой», получивший спецприз жюри.
В коротких категориях, где обычно больше всего бывает смешных анекдотов, становящихся хитами интернета, или лаконичных фильмов-притч, как изумительно красивые и тонкие польские «Купальни» Томека Дуки о старухах-пловчихах (приз в категории до 5 минут) или лапидарное и мощное антинаркотическое высказывание «Самородки» немца Андреаса Хюкаде (приз в категории от 5 до 10 минут) – русских призеров не было вовсе.
Если продолжить анализ призового списка, то окажется, что он немало говорит о сегодняшней ситуации в авторской анимации. Второе место по количеству кроковских наград предсказуемо у одной из главных анимационных держав мира – Франции. Причем французские фильмы – совершенно разного свойства, среди них и невероятно смешная абсурдистская, шпионская, фантастическая «Буря в куртке» Поля Кабона и лучший дебют – «Юль и змея» Габриэля Арэя: жесткая, конфликтная история о пацане, попавшем в среду криминализованных гопников, один из которых – его старший брат. Третьим номером идет знаменитая своей авторской анимацией маленькая Эстония, у которой три награды (из четырех фильмов в конкурсе). За ней – Польша, у которой, кстати, и лидер профессионального рейтинга, т. е. приз зрительских симпатий «Крока», – «Сексуальная стирка» Изабеллы Плучиньской, очень смешной пластилиновый сюжет о немолодой паре, которая решила освежить свои чувства, уединившись в отеле. И Корея с двумя печальными анекдотами, в одном из которых («Джонни Экспресс» режиссера Ву Кьюнминя, получивший спецприз жюри) космический почтальон, пока ищет, кому отдать крошечную посылку на маленькой планете, крушит всю невидимую глазом микроскопическую цивилизацию. Собственно, именно эти страны в большой степени и есть форпост мировой авторской анимации. И то, что Россия оказалась в таком списке, – очень обнадеживает.