В Москве открылся «Амфест» – фестиваль нового американского кино

Задают тон фильмы с независимого «Санденса»
Актриса Ринко Кикути сыграла в фильме «Кумико – охотница за сокровищами»
Актриса Ринко Кикути сыграла в фильме «Кумико – охотница за сокровищами» / KINOPOISK.RU

Традиционно зрелище номер один на «Амфесте» – свежий победитель фестиваля «Санденс», т. е. главная американская независимая лента года. В 2015-м это подростковая комедия с грустным подвохом, напоминающая о творчестве былого санденсовского любимца Джейсона Рейтмана – обманчиво беззаботных фильмах про беременных школьниц и спивающихся королев выпускного. «Я, Эрл и умирающая девушка» была бы типичным американским пирогом, нашпигованным игривыми акселератами, если б не два фактора. Во-первых, девушка, в которую влюбляется главный герой, действительно умирает – от лейкемии. Во-вторых, они с упомянутым в названии Эрлом фактически лечат ее с помощью арт-терапии. Друзья задействуют больную в парике в самодеятельном кино, которое снимают на коленке на манер персонажей «Перемотки» Мишеля Гондри. Притворяющуюся милой ерундой рефлексию на тему творчества, которое больше жизни и сильнее смерти, снял Альфонсо Гомес-Рехон – бывший ассистент оскароносного Алехандро Гонсалеса Иньярриту, судя по всему, вполне готовый повторить большую голливудскую судьбу начальника.

Перепало «Амфесту» кое-что и с «Санденса»-2014. «Кумико – охотница за сокровищами» – одна из самых интересных картин прошлого года, и не только в США. Техасские братья Зеллнер бесстрашно апеллируют к другому, пожалуй, главному на широком американском кинополе братскому дуэту – Джоэлу и Итану Коэнам. Именно за кладом, зарытым в финале их «Фарго», отправляется в далекую снежную Миннесоту тихая молодая японка (актрису Ринко Кикути мы видели в «Вавилоне» и «Тихоокеанском рубеже»). Межкультурный мистический триллер, где кролики не те, кем кажутся, внебрачное дитя американской готики и японской сказки о призраках, вдобавок кино о природе кино – фильма более странного и объемного на нынешнем «Амфесте», кажется, не покажут. О непонятном после сеанса можно будет расспросить режиссера Дэвида Зеллнера, который приедет представить картину в Москву.

Плохой парень

Какой «Амфест» без как минимум пары картин с самым активным артистом США Джеймсом Франко? В «Меня зовут Майкл» он играет гея, ставшего идейным гомофобом, а в «Реальной истории» – психопата, истребившего собственную семью.

Фильм, который, напротив, можно рекомендовать самым широким слоям населения, – «Госпожа Америка» ближайшего друга Уэса Андерсона Ноа Баумбаха. Это вторая его совместная работа с новой музой Гретой Гервиг – музой не только режиссера, но всего американского болтологического киноинфантилизма в целом. Лихих 30-летних девушек в сегодняшнем Нью-Йорке не меньше, чем унылых 40-летних юношей на Манхэттене Вуди Аллена. К вуди-алленовской мощи антропологическим обобщениям – с тем же галактического масштаба комическим эффектом – приходят в этой вроде бы безупречно простой комедии о веселых девчонках, познакомившихся на Таймс-сквер, соавторы Гервиг и Баумбах. Есть ощущение, что мы наблюдаем за появлением очень важного в американской культуре человека – настолько сильно артистка-сценаристка-режиссер спрогрессировала после предыдущей картины «Милая Френсис». Там мы наблюдали скорее вольный стендап на тему вечного творческого поиска. Тут – идеально сбалансированную сольную партию исполнительницы, которая вдобавок написала эту партию сама. Можно перебирать былых королев национального юмора, возведших неуклюжесть в шарм: Мира Сорвино, Вупи Голдберг – все не то. На одну ступеньку с номером один Гервиг помещается – как ни кощунственно звучит – только упомянутый Вуди.

Не стоит пропускать «Конец тура» – тихое и грустное кино о большом американском писателе, которого у нас практически не переводили и потому мало знают. Дэвид Фостер Уоллес, автор «Бесконечной шутки» – одного из 100 главных романов ХХ в. по версии журнала Time, – отправляется в промотурне; вместе с ним едет журналист, записывающий на диктофон каждое его слово. Дежурно хорош Джесси Айзенберг в своеобычном амплуа человека, который везде некстати. Но главная звезда тут, конечно, Джейсон Сигел, комик круга Джадда Апатоу, в роли депрессивного гения, что через десяток лет покончит с собой, демонстрирующий потенциал большого драматического артиста.

В кинотеатре «Горизонт» до 27 сентября