В прокат выходит фильм Андрея Прошкина «Орлеан»
Мастер реалистического кино попробовал снять фантасмагориюПод небом голубым есть город Орлеан. Нет, не во Франции, а в российской глубинке, которая слегка напоминает ад. Там много мух (практически как в «Грузе 200»), там живут нищие люди, ведущие тоскливую жизнь. Например, вульгарная парикмахерша (Елена Лядова) привычно делает аборт за абортом, угробив таким образом целый детский сад; но для нее это как зубы почистить. Хирург, выполняющий эти аборты (Олег Ягодин), постоянно бегает по бабам и не вполне понимает, для чего он живет – чтобы делать детей и лично их убивать?..
В этот город в один прекрасный день приезжает человек, именующий себя Экзекутором (Виктор Сухоруков). Совершенно очевидно, что сладкоголосый безумец не принадлежит к этому миру: то ли он демон, то ли, напротив, ангел. Местный следователь (Виталий Хаев) вовсе не исключает того, что он – мессия (и древнееврейское слово «Машиах» звучит в фильме более чем отчетливо). Экзекутор бродит по Орлеану и напоминает жителям об их грехах – что жителям страшно не нравится.
Лилии-имморалисты
Песни к фильму написала британская группа The Tiger Lillies, ранее сотрудничавшая с Сергеем Бодровым-старшим на фильме «Давай сделаем это по-быстрому». В результате произошел небольшой скандал: музыкантам не понравился фильм, они пытались отозвать уже написанные песни. Причина в идеологических несовпадениях: The Tiger Lillies увлечены имморализмом и борьбой с религией (Арабов говорил, что для них «грех – это поле свободы, а для меня – поле несвободы»). В итоге песни в фильм все-таки включили, но в финале появился титр «Морально-нравственная позиция авторов фильма не совпадает с позицией группы The Tiger Lillies».
Трудно даже представить фильм, который сильнее отличался бы по стилистике от предыдущей совместной работы режиссера Андрея Прошкина и сценариста Юрия Арабова – «Орды». Строгая историческая драма о том, какую цену приходится заплатить за чудо, с виду не имеет ничего общего с абсурдистской черной комедией, которой является «Орлеан»; трудно обойтись без упоминания Булгакова, и действительно, мысль о Воланде появляется при знакомстве с сюжетом немедленно (впоследствии мелькнет в фильме и огромный кот). Впрочем, если соскрести с «Орлеана» фантасмагорическую обертку, станет ясно, что произведение перед нами даже более моралистическое и уж во всяком случае куда более лобовое в своем морализме, чем «Орда»: это кино про повседневность греха, за который неизбежно придется расплачиваться, а герой Сухорукова – не ангел и не демон, а воплощенная Совесть – неудобная, нелепая и вроде бы ненужная. Однако без нее жить на свете совсем тяжело.
Проблема «Орлеана» в том, что Прошкину не очень-то дается фантасмагория и аналогии с Булгаковым работают отнюдь не в его пользу. «Орлеану» не хватает легкости и виртуозности, он выглядит фильмом достаточно натужным и громоздким, таким же, как «человеческое» имя героя Сухорукова – а он представляется как Павлючик А. Павлючик. Похоже, это имя он получил благодаря кинокритику Леониду Павлючику, но большой вопрос, так ли уж нужна эта сомнительная внутрикинематографическая шутка зрителю.
Прошкин, конечно, хороший режиссер, но все же в пространстве реалистического кино (будь то «Спартак и Калашников», «Миннесота» или «Солдатский Декамерон») ему дышится гораздо легче. Положение, как могут, исправляют актеры; если «Орда» во многом держалась на таланте Максима Суханова, Розы Хайруллиной и Андрея Панина, то «Орлеан» держится в первую очередь на работах Елены Лядовой (которую эта картина окончательно сделала самой яркой молодой киноактрисой страны) и отличного екатеринбургского театрального актера Олега Ягодина (по непостижимым причинам кинематограф открыл его лишь в этом году – помимо «Орлеана» на экран должны выйти «Ангелы революции» Алексея Федорченко). Но даже они, похоже, не всегда чувствуют себя уверенно в тех балаганных, трэшевых декорациях, где Прошкин разворачивает действие нехитрого старомодного моралите.
Автор – специальный корреспондент «Комсомольской правды»