Ателье на Сэвил-Роу переживают второе рождение

Причиной тому – опыт старых и интерес молодых британцев
После кризиса все больше моелодых британцев выбирают портновское ремесло
После кризиса все больше моелодых британцев выбирают портновское ремесло

Совладелец ателье Richard Anderson Брайан Лишак попал из Хэмпстеда на Сэвил-Роу в 1956 году, когда ему было 15, провел тут всю жизнь и даже теперь, достигнув пенсионного возраста, оставлять любимое дело не собирается. «Это ателье я открыл в 2001 году вместе с коллегой Ричардом Андерсоном, которого знаю 33 года, – начинает рассказывать Брайан, подводя меня к бежевому дивану в бордовую полоску (этот диван меня еще удивит). – На Сэвил-Роу я почти всех знаю, я тут долгожитель, хотя попал сюда случайно. Мой отец был женским портным, а мне нравилось, как ткут ткани, я знал, откуда их привозят, как сделать, чтобы ткань не мялась. Я мечтал работать в текстильной лаборатории Marks & Spencer. Но родители не поддержали: им хотелось, чтобы сын, как у всех, стал врачом или адвокатом». 

Однако Брайан все равно пошел изучать технологию текстильной промышленности в колледж розничной торговли, который в 1986 году был реформирован и стал частью London College of Communication. Экзамены Брайан сдал прекрасно, и его порекомендовали в университет. «Отправив документы в университет Лидса, я уселся ждать, – Брайан разводит руками, – но родители намекнули, что не стоит терять лето без дела, и я нашел в газете объявление о работе в Huntsman. Это было лучшее ателье! Основанное в 1849 году, оно шило для Эдуарда VII и королевы Виктории, Сесила Битона, Лоуренса Оливье, Билла Бласса, работали сотни людей. Меня долго допрашивали на собеседовании, но в итоге взяли помощником закройщика рубашек. Когда из университета пришел положительный ответ, я, к отвращению родителей, остался в Huntsman. Сами подумайте! Всего за одно лето я обнаружил в себе страсть к продажам (мне доверили продавать галстуки и прочую мелочевку), стал помощником тогдашнего владельца Роберта Пакера, который купил компанию в 1930-е и сделал ей имя, и даже отправился в восьмидневное путешествие на корабле в США! Роберт Пакер теперь легенда Сэвил-Роу, был очень креативным. Он забывал, что куда положил, и все время просил меня что-то найти. В итоге я начал закупать нитки, ножницы и прочие нужные ему вещи пачками, раскладывал их по ателье, и, когда он просил найти ножницы, я просто брал их из своего тайника. Может быть, поэтому я сделал карьеру так быстро! Учитывая, что тогда все было очень формально, совсем как в книгах Диккенса, все обращались друг к другу «мистер» и только меня он называл Брайаном, клиенты быстро начали мне доверять. Вообще, у него я научился огромному количеству вещей, в том числе любить качество и людей, ведь главное в нашем бизнесе – отношения с клиентами. У меня есть заказчик из Сан-Фанциско, ему 92. Мы работаем с 1957 года».

Когда в 1956-м Брайан впервые отправился в США, где жили 30% клиентов ателье, он «чувствовал себя моллюском, который присосался к кораблю и поплыл в увлекательное плавание». В США ему доверили снимать мерки (до 19 штук) и фотографировать клиентов. По сей день сохранилась практика, когда представители ателье с Сэвил-Роу по 3-4 раза в год приезжают в крупные города по всему миру для разной стадии примерок. «Портной не просто шьет красивые вещи, он шьет вещи так, что клиенты выглядят в них лучше, чем на самом деле, – говорит Брайан. – Большинство людей хотят выглядеть высокими и стройными, но большинство людей не высокие и не стройные, несмотря на весь этот фитнес. У кого-то одно плечо ниже другого, у кого-то ноги непропорциональны. Наша работа – запечатлеть это на фото, проанализировать и с помощью кроя одежды приблизить облик человека к высоте и стройности, насколько это возможно. Важно так же правильно подобрать ткань, которая соответствует образу жизни заказчика. Поэтому пошив костюма может занять даже полгода. Очень важно при этом, чтобы в итоге всех этих примерок ткань и выкройка совпадали на 100%, потому что мы храним выкройки в архиве до 10 лет на случай, если клиент придет снова. Кстати, нет никакого стиля Cэвил-Роу. У каждого портного свой стиль».

Четырнадцать лет назад, когда владелец Huntsman сменился, Брайан с Ричардом покинули ателье и начали работать в паре: Ричард кроил у себя в гараже, Брайан арендовал рабочее место позади ателье, где мы беседуем. «Удивительно, но многие старые клиенты сами нашли нас, – рассказывает Брайан. – Мы не были активны в интернете, и люди просто расспрашивали вокруг, некоторые звонили производителям тканей, чтобы узнать, где мы. Я же говорил, что наш бизнес основан на личных отношениях! Теперь это были новые клиенты новой компании Richard Anderson: все выкройки пришлось делать заново. Но уже через четыре месяца мы сняли этот магазин».

Ателье напоминало джентльменский клуб: темная отделка, дерево, в дальних помещениях происходит неясное. В Richard Anderson придумали вынести стол для закройки вперед, чтобы люди могли смотреть, как делают их одежду, решили сделать все вокруг легче и «моложе» и даже «изобрели» твид с «радикальным» цветовым решением: переплетение ярких бордовых полос на фоне бежевого. Диван, на котором мы сидим, обтянут как раз этим «революционным» твидом.

«Также мы начали искать новые ткани, которые тут никто никогда не видел, – Брайан терпеливо ждет, пока я перестану шутить насчет революционности твида с бордовыми полосками: для Сэвил-Роу – это действительно было прорывом. – Мы нашли в Великобритании ферму, где разводят альпаку и делают ткань. Из нее мы сшили пиджак для обеда и накидку на пальто яркого оранжевого цвета. Это была реклама, но она сработала. Или вот этот пиджак – японский деним. Чем он примечателен? Его ткут на машинах, на которых джинсовую материю делали в Ниме, во Франции! Когда деним стал в США популярен, мануфактуру во Франции забросили, а недавно японцы нашли, выкупили и отвезли эти старинные машины в Японию. У нас множество таких историй, и мы постоянно выпускаем каталоги с новыми тканями и историями производителей. Всего у нас около 5000 тканей».

Сегодня Сэвил-Роу переживает второе рождение, потому после европейского финансового кризиса, который поразил Великобританию в 2008-м, все больше молодых британцев выбирают портновское или какое-то иное ремесло, а не работу в сфере недвижимости или финансов. И как раз на Сэвил-Роу их ждут уникальные учителя.

«У нас работают портные, давно перешагнувшие пенсионный возраст, – говорит Брайан. – Пабло, итальянец, начал помогать отцу в пять и не просто любит свое дело, а не знает, чем еще ему заниматься в жизни. Шить – его любимое занятие, и он до сих пор работает: учит тех, кто приходит к нам на практику. Надо понимать, однако, что никто не приходит на Сэвил-Роу делать миллионы. Да, здесь учились Стелла Маккартни и Александр Маккуин. Да, цены здесь не низкие, но наше производство требует столько интенсивного ручного труда, что прибыль в итоге не такая уж большая. К тому же мы очень ограничены в количестве костюмов, которые можем сшить, это все штучный товар высочайшего качества. Все, кто тут работает, просто любят это дело. Когда я начинал, за всеми этими окнами, которые теперь офисные, были маленькие мастерские портных. Это были ремесленники, шившие одежду и ничего не смыслившие в бизнесе. Не надо думать, что здесь всегда были только большие магазины. Это была традиционная ремесленная улица, больших магазинов было 3-4, но потом они стали вытеснять мелких ребят. Я же с первого дня настроился на то, чтобы изучить все аспекты этого бизнеса, и в итоге это помогло нам продолжать заниматься тем, что мы любим. Потому что, знаете, что самое сложное? Не достичь высочайшего качества пошива, а поддерживать его постоянно. Люди склонны лениться, отдаваться во власть привычек, но лично мне никто не может сказать, что что-то занимает три часа, когда я сам отлично справляюсь за 30 минут. Это сложный бизнес, но в итоге и для меня, и моих работников делать что-то хорошо и красиво – это гордость. Это дает нам огромное удовлетворение».

Не так давно Richard Anderson выкупил соседний бизнес, так как владельцы ушли на пенсию и хотели передать клиентов в надежные руки. В архивах Брайан нашел счет 1903 года. Тогда костюм на Сэвил-Роу стоил 12 фунтов.