Катрин Денев сыграла французскую Фемиду

Под названием «Молодая кровь» в российский прокат вышел фильм открытия Каннского кинофестиваля «Выше голову»
Судья (Катрин Денев) приехала в колонию-интернат отобедать с подростками, которых туда отправила (герой – напротив, вполоборота)
Судья (Катрин Денев) приехала в колонию-интернат отобедать с подростками, которых туда отправила (герой – напротив, вполоборота) / Kinopoisk.ru

У Катрин Денев глаза добрые-добрые. Она играет судью по делам несовершеннолетних, строгую, но справедливую. В картине актрисы и режиссера Эммануэль Берко у французской Фемиды достойное лицо.

В начале фильма в кабинете судьи Флоранс разыгрывает истерику 25-летняя мать-одиночка Северин (Сара Форестье), чье обращение с двумя детьми вызывает беспокойство у сотрудников социальной службы (которых Северин не пускает в квартиру). Младший надрывается от крика на руках у матери. Старший, шестилетний Малони, испуганно сидит на полу с игрушками. В ответ на вопросы судьи Северин бросает на ее стол сумку с детскими вещами и со словами: «Он мне не нужен, забирайте!» – выскакивает из кабинета. По щеке Малони катится слеза. В следующем кадре Малони-подросток (Род Парадо) на угнанном красном Citroen с весело визжащей матерью на заднем сиденье нарезает быстрые круги по району, распугивая прохожих. Сцена снова заканчивается в кабинете судьи Флоранс, которая верит, что мальчик хороший и обязательно исправится. Потому что есть примеры.

Пример играет Бенуа Мажимель, чей персонаж под руководством судьи Флоранс вырос из трудного подростка в воспитателя и теперь будет присматривать за Малони. И, наверное, заменит ему отца, как обычно бывает в подобных киноисториях. Но, конечно, этот путь будет долгим и непростым, со срывами, злостью и даже, возможно, рукоприкладством в отношении непослушного белобрысого затылка. А Катрин Денев будет царственно навещать сюжет, осеняя своим присутствием социально значимую тему, поднятую постановщицей Эммануэль Берко.

Судейская замена

На роль, сыгранную в итоге Катрин Денев, поначалу планировали Жерара Депардье. Надо заметить, что в качестве олицетворения французского правосудия он выглядел бы куда парадоксальнее.

И Денев навещает и осеняет, не то чтобы часто, но регулярно. При этом Мажимель – формально вторая по величине звезда картины – так и топчется на обочине. Потому что в истории Эммануэль Берко (не только постановщицы, но и соавтора сценария) трудный подросток ищет не отца, а мать (так как родная оказалась несостоятельной). В глазах неуправляемого Малони лишь героиня Катрин Денев может принять правильное решение, других авторитетов для него не существует.

А раз Флоранс – закон, то за сюжетом социальной драмы начинает мерещиться метафора отношений французской Фемиды с непутевыми гражданами, которые, как дети, нуждаются в заботе и управе. Это не кино, а прямо какая-то реклама французского социального государства вообще и пенитенциарной системы для несовершеннолетних в частности. Какие замечательные там интернаты! Какие гуманные методы перевоспитания! Какие терпеливые педагоги! Уже не говоря о судье Флоранс, которая смотрит на малолетнего хулигана и видит его нежную душу.

А чтобы и зритель не сомневался в скрытой доброте героя-подростка, его играет актер с ангельской внешностью и несомненным обаянием. Сочувствовать Малони легко и приятно, сколько бы он ни глядел волчонком, ни сжимал кулаки и ни срывался на крик. Опять угнал автомобиль? Милый, милый.

Растянутый на два часа сюжет состоит из повторения (с небольшими вариациями) одного и того же хода: Малони нашкодил – предстал пред очи терпеливой судьи – отправился на перевоспитание – нашкодил опять. Государство в лице служащих разных уровней и специализации – от воспитателя до начальника тюрьмы – относится к Малони как к родному. А он не ценит.

Но Эммануэль Берко верит в преображающую силу любви и запускает в сюжет девочку-подростка Тэсс (Дайан Руксель), коротко стриженную и ершистую. Хотя толком познакомиться с ней нам так и не дает. Любовная линия получается такой же скомканной, как история с воспитателем-Мажимелем. Возможно, потому, что обе в конечном счете всего лишь декорируют настоящий сюжет фильма, который состоит во встрече социально значимой темы с ответственной кинозвездой.