В Инсбруке исполнили редкую оперу «Германик в Германии»
Фестиваль старинной музыки открыл забытые партитурыВ 1729 г., прежде чем отправиться в Лондон, неаполитанский композитор Никола Порпора раздумывал, не поехать ли ему в Петербург, туда тоже звали. Он отказался от берегов Невы – и в итоге безнадежно проиграл: соперничество с царившим на берегах Темзы Генделем было не под силу даже ему. Одной из опер его лондонского периода стал «Германик в Германии» на сюжет из Тацита, хотя премьера его прошла в 1732 г. в Риме. С тех пор «Германика» не ставили даже в Германии, о нем вспомнили не так давно, но в Инсбруке Порпора впервые прозвучал целиком, да еще в полноценной сценической версии. Благодаря худруку фестиваля Алессандро де Марки и ансамблю Academia Montis Regalis «Германик» стал событием.
Действие начинается 2001 год тому назад. Сюжет строится вокруг противостояния ставленника Тиберия Германика (героя германских кампаний поет меццо-сопрано Патрисия Бардон) и короля германцев Арминия (контратенор Дэвид Хансен). Жена Арминия Розмонда (сопрано Клара Эк) за то, чтобы бороться с чужаками, ее сестра Эрсинда (меццо-сопрано Эмили Ренар) – чтобы покориться новой власти. Тем более что Эрсинда любит римлянина Цецину (контратенор Хаген Матцайт).
Постановщик Александр Шулин (пять лет назад он выпустил в Инсбруке «Олимпиаду» Перголези) сделал все возможное, чтобы исполнители не отвлекались на режиссуру. В результате на нее не отвлекаются и зрители. Декорации и костюмы Альфреда Петера возвращают публику не в эпоху диких германцев, но во времена создания оперы. Концептуальный ход, который, увы, только этим и ограничивается. Остается закрыть глаза и наслаждаться ансамблем певцов.
Чем богата история
Фестиваль проходит уже в 39-й раз, в Инсбруке выступали такие классики аутентизма, как Николаус Арнонкур и Рене Якобс (он много лет руководил фестивалем), Густав Леонхард и Франс Брюгген, Тон Коопман и Алан Кёртис. Записи многих опер вышли на компакт-дисках, среди последних – «Оттон на вилле» Вивальди.
Для фестиваля, где барочные оперы умеют ставить живо, бурно и даже буйно – речь прежде всего о постановках молодежного проекта, – старомодная режиссура кажется по-своему революционной. Многие даже думают, что именно так исполняли оперы в XVIII в., хотя как исполняли, не знает толком никто, тут недавно только с «Весной священной» Нижинского – Дягилева столетней давности разобрались, и то после десятилетия реставрационных работ.
Задача фестивалей, подобных инсбрукскому, – открывать новое и сопрягать прежде несопрягаемое. К последнему относится совместный концерт вокалистки Нины Бернштайнер, австрийского ансамбля Piccolo Concerto Wien и итальянского джазового пианиста Стефано Боллани. Программа строилась вокруг арий из перселловской оперы «Дидона и Эней», которые в первом отделении исполняла в барочной манере Бернштайнер, а во втором на их темы импровизировал Боллани. Поначалу даже было не очень понятно, почему специалисты называют его среди пяти лучших джазменов наших дней. Потом стало непонятно, почему не называют самым лучшим. Бернштайнер же, певшая под управлением Кирилла Петренко и Айвора Болтона, доказала, что не зря считается специалистом не только по барокко, но и по джазу, ее совместное выступление с Боллани вызвало овацию.
Из открытий Инсбрука – очередная порция новых партитур из библиотеки цистерцианского монастыря в Штамсе, в барочном соборе которого тоже идут фестивальные концерты. На этот раз Хор Арнольда Шенберга исполнил произведения Йохана-Каспара Керля, учившегося у Фрескобальди. Партитуры из Штамса часто записывают на дисках, выходящих в особой серии инсбрукского музея Фердинандеум (где, кстати, отличная коллекция инструментов).
Есть в этой серии и записи произведений главного инкогнито нынешнего фестиваля, итальянца Бернардо Стораче. Их сделал Петер Вальднер на том самом органе конца XVI в. в Серебряной капелле инсбрукского Хофбурга, где проходил его концерт. Орган сохранился в первоначальном виде, играют на нем редко, раз в два-три года, каждый раз вечер становится событием.
Вальднер собрал программу из пьес XVI–XVII вв. для органа и клавесина, а в финале сыграл два опуса Стораче – удивительного композитора, чьи даты жизни неизвестны. Сохранился сборник его нот, изданный в 1644 г. Недавно его переиздали, и Стораче вновь стали исполнять. Его возвращение из небытия доказывает: у барочной музыки большое будущее.-
Инсбрук
Фестиваль продлится до 28 августа