«Крестные мамы» современного танца открыли фестиваль в Берлине

Легендарные Люсинда Чайлдс и Розмари Батчер почтили присутствием программу Tanz im August
Минималистская хореография Люсинды Чайлдс строго подчинена такой же аскетичной музыке Джона Адамса
Минималистская хореография Люсинды Чайлдс строго подчинена такой же аскетичной музыке Джона Адамса / Craig T. Mathew

Сговорились или нет завершившийся венский фестиваль ImPulsTanz и следом открывшийся берлинский Tanz im August, но оба отправили в этом году зрителей в музей. ImPulsTanz – буквально, поместив проекты среди экспонатов выставки, посвященной венскому акционизму. Tanz im August – заполучив на открытие двух мирового класса хореографов, добрых 40–50 лет назад положивших начало повальной эмиграции танца в галереи, музеи и фабричные помещения.

Именно для музея – Contemporary Art в Лос-Анжелесе – и создавался показанный на открытии берлинского фестиваля Available Light Люсинды Чайлдс, культового персонажа американской постмодернистской сцены 1960–1980-х, соавтора Боба Уилсона в эпохальном проекте «Эйнштейн на пляже» и основоположницы всей современной минималистской хореографии. Манерой Чайлдс, превращающей хореографию в аналог выведенных твердой профессорской рукой математических формул (тут так же безошибочно все сходится, расходится, перепроверяется сотни раз и следует одно из другого), Берлин уже наслаждался. Не только в 2014-м, когда тут завершалось мировое турне «Эйнштейна на пляже», но и в 2011-м, тоже на открытии Tanz im August. Для презентации отреставрированного шедевра Dance был найден тогда гениальный ход – артисты The Lucinda Childs Dance Company танцевали на сцене, в то время как на экран проецировался оригинал 1979 г. с участием самой Чайлдс.

Шляпки возвращаются

Прошлогодний Tanz im August его новый куратор Вивре Сутинен революционно освободила от всякой ретроспективы – привлечь неискушенную публику казалось перспективнее, чем удерживать продвинутую. В этом году, похоже, идею подкорректировали. И хорошо. Даже если на третьем представлении Чайлдс в зале зияли дыры, а на показах Батчер не задерживались профаны – пусть так. Должен же быть кто-то, кто знает, как носить шляпки. Даже если они не в моде.

Подобного диалога не хватало нынешней реконструкции постановки 1983 г. Показанный в Haus der Berliner Festspiele (Берлин – третий премьерный пункт мирового турне) балет изменил параметры. Сценическая коробка вместо музейной, искусственный свет вместо естественного, купальники вместо дизайнерских, но рабочего вида комбинезонов. И новые исполнители – точные, техничные, но не накачанные энтузиазмом ниспровергателей. Разумеется, они безупречно крутятся, вертятся и перемещаются по и против часовой стрелки по траекториям, строго согласованным Чайлдс с минималистскими пассажами композитора Джона Адамса и сценографией архитектора Франка Оуэна Генри. Конструкция вещи, исполняемой на двух уровнях сцены, впечатляет. И тут же усыпляет. Свойственная Чайлдс отрешенная игра с космической пустотой кажется механистичной и плоской. Чего-то или кого-то не хватает – может быть, прозрачного и одновременно стального силуэта самой Чайлдс? Во всяком случае, когда 75-летняя легенда (силуэт не пострадал) выпорхнула на сцену, зал взорвался, как будто наконец увидел то, за чем пришел.

Принадлежавшая в начале 1970-х к той же тусовке вокруг Judson Dance Theater, колыбели постмодернистского танца, Розмари Батчер вошла в историю как британская Ивонн Райнер, экспортировав в Европу New Dance, порывавший с виртуозностью и любыми формами привлекательности. Батчер создала более 50 работ, трансформировав хореографию в разновидность визуально-кинетической скульптуры и даже архитектуры. Только не монументальной по форме, а очень зыбкой и подвижной. В ее программках всегда значится «танец совместно с...» и дальше имена танцовщиков. Эта живая, импровизационная, в диалоге вызревающая структура делает ее вещи не столь подверженными коррозии времени. Их консервант – воздух и аристократическая простота. Здесь все на месте, потому что никто ничего не пытается удержать.

В перформансе Secret of the Open Sea три больших экрана отражают кружение камеры вокруг одинокой фигуры. На одном экране может быть пустая комната, на другом – локоть танцовщицы, на третьем – ее завернутый или с распахнутыми руками, открытый силуэт. С таким же ускользающим целым сталкиваешься во второй вещи The Test Pieces. Пятеро танцовщиков просто ходят перед зрителями, перекладывая с места на место канаты. И, как случайно брошенные на пол веревки превращаются ненадолго в скульптурные объекты, так и танцовщики, раздразнив внезапным спонтанным движением или только намеком на него (какой-нибудь легкой рябью через плечи, колени, подбородок), вдруг распрямляются и будничным шагом покидают место представления. Тут что-то было?

Берлин