Фестиваль «Архстояние» обогатил деревню Звизжи

Там появились памятник сельпо, музей-колонна, остановка-бочка и торжественный вход в убогий дом культуры
На месте развалин сельпо стоит теперь арт-объект «Сельпо»
На месте развалин сельпо стоит теперь арт-объект «Сельпо» / Е. Разумный / Ведомости

В том, что «Архстояние» переселилось из Никола-Ленивца, нет ничего удивительного – за 10 лет славного существования фестиваль не раз выходил за физические границы своего идеологического и художественного центра. Другое дело, что художник Николай Полисский, чьи произведения и составляют славу места и фестиваля, сооружал зиккурат из сена, плетеный «Маяк», деревянный «Вселенский разум» и столбы с грозными птицами на территории Никола-Ленивца. А тут вот вышел за границы своей империи с новым произведением «Сельпо».

Бетонный остов много лет как неживого сельского магазина Полисский превратил в чистое искусство, архитектурно-художественный объект, местную достопримечательность. Полисский окружил остатки здания конструкцией из, как он сам называет, «шашлыков» – нанизанных на металлические стержни деревянных брусков – отходов производства. В той же технике выстроил на крыше башенки со смотровыми площадками – для обозрения пронзительной красоты местных земель. А когда темно, строение светится сквозь зазоры между брусков волшебным светом. «Сельпо» безусловно вписывается в уникальные произведения Никола-Ленивца – оно красиво, иронично и создано совместно с местными жителями.

Другой объект – «Музей крестьянского быта» – поставил в картофельном поле именитый архитектор Сергей Чобан (кстати, автор фасадов нового здания Третьяковки) вместе с Агнией Стерлиговой. В основе – простейшая круглая колонна с квадратной капителью. Гвоздеобразное сооружение из земли с цементом плохо ассоциируется с музеем, напоминая скорее хозяйственный объект неопознанной функции. Тем неожиданнее увидеть внутри башни подвешенные к стене старые вилы и грабли. Своим произведением Чобан вошел в элитарный клуб авторов Никола-Ленивца, его музей в поле перекликается еще с одним местным шедевром – «Ротондой» Александра Бродского, к премьере которой французские ландшафтные дизайнеры засеяли поле нежной гречихой. Картошку вокруг звизжского музея тоже посадили концептуально, для полноты картины.

И светомузыка

В этом году, как и в последние годы, на «Архстоянии» выступали артистичные музыкальные группы, устраивались перформансы и световые инсталляции, прошли круглые столы с обсуждением художественной жизни в деревне.

Алексею Козырю, старожилу деревни и почетному участнику фестиваля, принадлежит великолепный «Бельведер звизжский» – автобусная остановка, сооруженная из половины цистерны муковоза, украшенной двумя круглыми витражами. Отсылка к Диогену и его бочке не слишком оригинальна, но зато пластически объект решен идеально.

Еще одна новая достопримечательность деревеньки в Калужской области – огромным деревянным веером оформленный вход в местный еле живой дом культуры. Архитектурно-дизайнерское бюро Archpoint срисовало конструкцию этого спиралевидного входа с оперения деревянных северных птиц. Получился такой павлин – убогий телом и дивный хвостом. И он тоже отлично вписался в сложившуюся никола-ленивецкую эстетику.

В этом году «Архстояние» не получило никакой материальной поддержки, фестиваль прошел на скромные средства его организаторов, уговоривших жителей деревни не противиться нашествию бодрой молодой публики, готовой ночевать в палатках. Получилось почти как в первые годы жизни этого события: новая работа Полисского и шутки знатных московских архитекторов, сотрудничество с местными жителями, готовящими для приезжих, как для себя, без изысков.

В прошлом году фестиваль был другим, Полисский в нем, кстати, не участвовал. Организовано все было с размахом и изысками, стряпня местных жителей конкурировала с круассанами дорогой французской пекарни. И уж совсем смешно выглядели лотки московской лавки с экологически чистыми неказистыми овощами, продающимися по непонятным для деревенских жителей ценам. Спонсировал последние годы «Архстояние» предприниматель Максим Ноготков, чьи менеджеры, похоже, хотели превратить Никола-Ленивец в подобие парка Горького. Опробованная успешная схема была понятней им, чем уникальность истории Никола-Ленивца.

В этом году обстоятельства изменились, спонсорства не случилось, и фестиваль, потеряв пригламуренность и пафос, вернулся к своим истокам. Что отчасти и пошло ему на пользу – какой смысл ехать в Калужскую область за московскими развлечениями? Но в бедности мало радости, и потом Никола-Ленивец – место уникальное, заповедное, а история с ним отвратительно банальная: начали творчески, продолжили коммерчески и остановились за отсутствием средств. Каким будет и будет ли следующее «Архстояние», неизвестно. Но деревне Звизжи в этом году повезло.