На выставке «Создавая чувства» можно получить неожиданные впечатления
Шестая выставка Lexus Hybrid Art открылась в кинотеатре «Россия»Вэтом году выставка Lexus Hybrid Art разместилась в максимально не подходящем для этого здании – кинотеатре «Россия». Дизайнеру Кате Бочавар пришлось приложить максимум фантазии и умений, чтобы преобразить казенное пространство зрительного зала в место таинственных аттракционов и неожиданных иллюзий. Вдохновлял ее, как она сама призналась, Дэвид Линч. Что и было видно – ощущение тревожащей странности происходящего сопутствовало публике, хотя и не так настойчиво, как на просмотре «Твин Пикса».
Впрочем, некоторые художники сделали свои работы специально для «России», так что выставке повезло. Прежде всего так сделал один из самых именитых участников, почти классик современного американского искусства, Гэри Хилл. Он построил на балконе пляжную будку спасателя с видео моря внутри. Прежде всего для тех, кто соскучился по серфингу, и для не уставших думать об иллюзорности мира. Еще одна мощная арт-звезда, участвующая в выставке, – Билл Виола, уже классик не только американского, но и мирового видеоарта. Его девятиминутное видео «Три женщины» – характерное для художника завораживающее экранное видение, где потоки воды преображают бледные призраки в прекрасных, необыкновенно нежных и печальных героинь. Третий классик – уже оп-арта и кинетического искусства – Хулио ле Парк старше даже семидесятников Хилла и Виолы. Его видеоинсталляция «Свет в движении» – характерное для выставок Lexus Hybrid Art эффектное сочинение, основанное на оптических эффектах.
Большая удача арт-директора выставки гибридного искусства Федора Павлова-Андреевича, что ему удалось заполучить этих свадебных генералов, одним своим присутствием придающих всему показу респектабельность. Хотя, конечно, настоящее впечатление об их незаурядных талантах могут дать только большие монографические выставки.
Мастер контакта
Актеры на выставке могут нашептать и такое: «Это не перформанс Тино Сегала». К сожалению, главный мастер создания непредсказуемых и счастливых для зрителя ситуаций в «Создавая чувства» не участвует, слишком востребован.
Как ни странно, не работы звезд характеризуют выставку, довольно точно, хотя и не вполне ловко для русского уха названную «Создавая чувства». Большинство приглашенных художников работают в другом направлении, во времена компьютерного засилья особенно востребованном. Из задач искусства – эстетических, интеллектуальных и коммуникативных – они выбирают только общение. Когда наши руки касаются экранов чаще, чем близких людей, то публику удивляют не техническими хитростями и не виртуозным мастерством, а встречей с другим человеком. На эту тему перформансы Лизы Морозовой «Быть леворуким вместе» и «Двое играют на одном» Анники Карс. Шокирующие не тем, что кто-то голый или грубый, а неожиданностью простых действий.
Поскольку часть работ из дюжины показанных требует индивидуального просмотра, то к ним на вернисаже стояли довольно долгие очереди. Рассказывать о том, что ожидало зрителей за закрытыми дверями и задернутыми занавесами, не стоит, зачем портить интригу. Можно только смело сказать, что ничего особенного. Однако выходящие из-за этих дверей и занавесов люди выглядят почему-то очень по-разному: смущенными, разочарованными, печальными и всегда не слишком готовыми делиться впечатлениями.
Скоротать стояние в очереди помогают одетые в униформу отельных рассыльных актеры – изгибаясь тренированными телами, вытягивая спины и выпячивая попки, они шепчут на ухо зрителям ласковое и полезное – как себя вести с гибридным искусством, таким образом их успокаивая.-
До 2 августа