Фильм-событие Московского кинофестиваля остался без призов

Победили болгарские «Лузеры»
«Золотой Георгий», конечно, радость для Ивайло Христова, но практической пользы от этой награды для болгарского режиссера будет не много
«Золотой Георгий», конечно, радость для Ивайло Христова, но практической пользы от этой награды для болгарского режиссера будет не много / Евгения Новоженина / РИА Новости

Попадание такого фильма, как «Милый Ханс, дорогой Петр» Александра Миндадзе, в московский конкурс – редкая удача для ММКФ, фестиваля номинально международного, но фактически все-таки смотра местного значения. На нем мало иностранной прессы, еще меньше иностранных продюсеров и прокатчиков, его призы можно с гордостью и уважением поставить на полку, но на дальнейшую судьбу фильма-победителя они влияют мало. Если это не российский фильм.

Так возникает замкнутый круг отсутствия публичного и профессионального интереса: даже аккредитованные кинокритики, на всяком международном кинофоруме считающие долгом отсмотреть прежде всего конкурс, на ММКФ от него по большей части увиливают (и спешат на свежие каннские, берлинские, венецианские внеконкурсные хиты). Потому что знают, как трудно отборщикам найти для Москвы что-то еще не примеченное другими фестивалями. А значит, идти на конкурсную картину – тыкать пальцем в небо: есть шанс, что фильм окажется любопытным, но куда больше вероятность, что никаким. Тогда какой смысл его смотреть? Если это не российский фильм.

Поздравляя с «Золотым Георгием» болгарского режиссера Ивайло Христова, показавшего в конкурсе ММКФ фильм «Лузеры», хочется дежурно спросить, появится ли эта энергичная черно-белая картина о растущих в провинции подростках в нашем прокате и купит ли ее после московского триумфа кто-нибудь для проката где-нибудь еще, кроме родной Болгарии. Вообще-то иногда такое бывает, и есть даже болгарский пример: «Дзифт» Явора Гырдева (тоже, кстати, черно-белый), получивший в Москве приз за режиссуру, позже попал в российские кинотеатры, но, скорее всего, наши прокатчики артхауса приметили бы эту саркастичную стилизацию нуара и без ММКФ. И уж точно не в Москве начался международный успех фильма. Продюсеры и прокатчики заинтересовались «Дзифтом» лишь после показа в Торонто.

ММКФ.doc

Приз «Серебряный Георгий» за лучший фильм документального конкурса получила «Земля картелей» (режиссер Мэттью Хейнеман, США, Мексика). Но и в документальной секции публика предпочитала конкурсу внеконкурсную «Свободную мысль», где традиционно были собраны неигровые хиты последнего года.

Поздравляя с призом за режиссуру Фредерике Аспек (снявшую мультикультурную мелодраму «Росита» о любовном датско-филиппинском треугольнике), можно повторить все сказанное про главный приз. И еще раз заметить: речь не об уровне фильмов-победителей, которые наверняка искренне понравились жюри под руководством франко-голливудского режиссера Жан-Жака Анно, а о смысле фестивальной политики, заставляющей едва ли не ежегодно задаваться вопросом: а не лучше ли отменить конкурс ММКФ вообще – все равно ведь внеконкурсные хиты интересуют публику куда больше, так и пусть будет чистый праздник, без споров, кто и почему победил.

Но, возможно, именно в этом году смысл в конкурсе есть, и его высвечивает как раз показательное игнорирование фильма Александра Миндадзе. «Милый Ханс, дорогой Петр» предлагает рефлексию о войне, разительно отличающуюся от официально одобряемой позиции. Внутри которой, как все знают, теперь возможен лишь сугубо героический подход к теме. А фильм Миндадзе устроен сложно. И дает слишком тревожные проекции в сегодня: недаром Минкульт забеспокоился уже на этапе сценария и пытался кое-что подправить – например, перенести действие из предвоенных месяцев в начало 1930-х (но Миндадзе, помнящий пути обхода советской цензуры, ухитрился довести проект до конца в задуманном виде).

Возможно, конечно, что дело совсем не в идеологии, а в неприятии именно художественных особенностей фильма – во всяком случае Жан-Жаку Анно, снявшему мейнстримную военную драму «Враг у ворот», была бы куда ближе «Битва за Севастополь». Ну тогда на ММКФ все как у взрослых: жюри не увидело ни новаторства, ни масштаба картины-события, после чего должен последовать если не скандал, то громкая публичная полемика с основательной аргументацией позиций «за» и «против». Но ничего такого, скорее всего, не будет, а будет просто молчание, и без московских призов «Милого Ханса, дорогого Петра» ждет еще более долгий и трудный путь к зрителю.

А вообще российское кино на ММКФ без наград не осталось. Специальный приз жюри получил «Арвентур» Ирины Евтеевой, отсылающий к прозе Александра Грина и сплетающий игровое кино с анимацией, а финал Серебряного века с китайской притчей. А за лучшую женскую роль наградили Елену Лядову из «Орлеана» Андрея Прошкина по сценарию Юрия Арабова – в этом балагане, озвученном кабаретными песнями The Tiger Lillies, кич сшивается с притчей в манере, которую хочется назвать позднесоветской и забыть как нестрашный, но порядком надоевший сон.

За лучшую мужскую роль отмечен Еркебулан Даиров («Шлагбаум», Казахстан). Выдающиеся работы немецких актеров у Миндадзе опять-таки не произвели впечатления на жюри и его председателя Жан-Жака Анно.

Сам Анно получил почетный приз 37-го ММКФ за вклад в мировой кинематограф. По итогам его судейской работы в Москве хочется назвать этот вклад отрицательным.