Наталья Григорьева-Литвинская: Как выбрать фотографию для интерьера

Стоимость работы – в диапазоне 13 000–800 000 рублей
Директор и основатель фотогалереи им. братьев Люмьер Наталья Григорьева-Литвинская
Директор и основатель фотогалереи им. братьев Люмьер Наталья Григорьева-Литвинская

В России история коллекционирования фотографий пока совсем короткая. А профессиональных коллекционеров насчитывается не более ста. Зато активно расширяется круг поклонников фотоискусства, чему в большой степени способствует работа куратора Центра фотографии им. братьев Люмьер, директора и основателя фотогалереи им. братьев Люмьер Натальи Григорьевой-Литвинской.

– Какие фотографии подходят для домашнего интерьера?

– Только хорошие, близкие хозяевам дома. Любое искусство в домашнем интерьере – это постоянный жилец. Кроме ликвидности фотоработы, громкого имени автора и удачной сделки с галеристом важно удовольствие от созерцания работы. 

– Уместно ли в современный интерьер повесить старое семейное фото? И наоборот?

– Все уместно. Многие несоответствия декоративного плана можно решить методом оформления. Да и в чистом виде современных или классических интерьеров становиться все меньше. Часто коллекционеры уже четко представляют, какой объект они готовы принести в дом, нужен лишь профессиональный совет.

– Как выбрать фотографию? Сколько стоят работы в галереях?

– Наверное, нужно начать с посещения фотографических выставок в Москве в Центре фотографии на "Красном Октябре" либо у Ольги Свибловой в МДФ (Московский дом фотографии). На сегодня эти две площадки знакомят с лучшим, что есть в фотографическом искусстве. А дальше – идти в галерею, смотреть и слушать. В моей галерее цены на работы колеблются от 13 000 до 800 000 руб. Коллекционеры прекрасно понимают, за что и почему они платят, покупая фотографию. В пределах 30 000 руб., я уверена, каждый найдет то, что ищет для начала коллекции.

– Чем определяется ценность фотографии?

– Это совокупность огромного количества параметров, как в любом виде тиражного и нетиражного искусства. У нас в стране пока короткая история коллекционирования. Есть небольшое число корпоративных коллекций, их можно сосчитать на пальцах одной руки. Есть не более ста частных коллекционеров, и добрая часть из них – из советского прошлого. Тогда собирательство было хобби, которым занимались люди, имеющие доступ к авторским фондам.

– Требует ли фото специальной развески, подсветки в домашних условиях, как картина?

– В музейном пространстве правила развески существуют, но мир все больше от них отходит. Имеет смысл говорить о защите фотографии от повреждений. Влажность и освещенность – главные пункты, по которым мы выбираем место для любимой фотографии. Не стоит вешать работу на стену, на которую падают солнечные лучи, или рядом с бассейном (если она не имеет накатки на металлическую основу). 

– Уместно ли смешивать в одном помещении разные жанры фотографии?

– Это абсолютно субъективные вещи, и такая подача работ активно применяется. Я как куратор редко размещаю рядом черно-белые и цветные фотографии. И не предлагала бы смешивать крупные планы с удаленными: мы смотрим на стену с одного расстояния, и выстроенная экспозиция должна легко считываться. Понятие «расстояния до объекта» (до стены, на которой он висит), наверное, одно из ключевых при выборе того или иного формата работы или самой работы в целом. С больших расстояний смотрятся большие крупноплановые работы, с коротких расстояний – маленькие. 

– Есть мнение, что искусство требует белых стен, именно белыми бывают галереи.

– Белая стена просто не мешает галеристу продавать работу, а коллекционеру представить ее на стене в своем доме или офисе. Помогает она не всегда. В нашей первой галерее в ЦДХ в 2001 г. мы сразу сделали стены теплых оттенков. Тогда мы предлагали в основном черно-белые отпечатки советского периода в паспарту теплых оттенков и черных или коричневых деревянных багетах. Они помогали вписать фотографию и в домашний интерьер, и в офис.

– Всегда ли нужно паспарту?

– Если это оригинальный баритовый отпечаток, то паспарту необходимо. Оно защищает работу, обеспечивает ее сохранность. На мой взгляд, рама должна быть деревянная. Сегодня на рынке багетных услуг есть прекрасные образцы пластиковых рам, заменяющих дерево. Если работа большая, претендует на раму более 90 х 120 см, я бы начала думать о классическом оформлении. В Москве есть проблемы с поставками паспарту для крупных форматов, его иногда приходится стыковать, что нехорошо.