Бриллианты в виде цветка-монограммы, звезды или фигурки Будды
Какие вариации огранок драгоценного камня придумали для тех, кому мало традиционных формЛюбой стоящий бриллиант в мире оценивается по четырем параметрам, по так называемой концепции «4 С», где эти самые «C» – Cut, Clarity, Color, Carat – есть не что иное, как «огранка», «чистота», «цвет» и «каратность». И среди этих четырех характеристик огранка, пожалуй, самая важная, ведь именно она выявляет природную красоту драгоценного камня, заставляет его сиять всеми гранями и, в свою очередь, позволяет оценить чистоту и цвет.
Огранка бриллианта уже не первое столетие – целая наука, требующая большого мастерства и знаний. Только профессиональный глаз (в последние годы зачастую вооруженный специальным компьютером-сканером) может выбрать идеальные пропорции для будущего камня.
Сегодня различают десять классических форм бриллианта – круглая, «принцесса», овальная, «маркиз», грушевидная, «подушка», изумрудная, «сердце», «ашер» (разновидность изумрудной) и «радиант» (нечто среднее между изумрудной и «принцессой»). Далее идут так называемые фантазийные огранки (в принципе, к ним уже относятся и последние две из вышеприведенного списка) – это и ступенчатая огранка «багет», многогранная капля «бриолет» или бриллиант треугольный формы «триллион», следом идут более редкие «магма», «duchess», даже «подсолнух» и далее еще с десяток разнообразных форм.
Стать обладателем украшения с драгоценным камнем одной из десяти упомянутых традиционных огранок совсем не трудно: подобные бриллианты представлены едва ли не у всех крупных ювелирных брендов, вопрос только в каратности и, соответственно, в цене. Что касается большого списка бриллиантов фантазийных, то они встречаются гораздо реже: чем сложнее по форме бриллиант, тем больше теряется в нем масса изначального исходного материала – алмаза.
Но не все ювелирные бренды готовы играть по общим правилам. Поэтому у некоторых из них существуют бриллианты собственной фирменной огранки. Так, например, в ювелирном подразделении французского модного Дома Louis Vuitton активно используются два фирменных бриллианта в форме монограмм, исторических символов бренда – монограммы-звезды и монограммы-цветка; немецкая марка Montblanc также преобразовала в бриллиант свой символ и логотип – шестиконечную звезду, вершину горы Montblanc; другому немецкому бренду, Schreiner, принадлежит патент на создание бриллианта в форме фигурки Будды; патенты на фантазийную огранку бриллиантов имеются в арсенале Tiffany & Co., Van Der Bauwede и Roberto Coin.
«Мы хотели создать бриллианты, которые бы напрямую ассоциировались с именем Louis Vuitton и только с ним», – амбициозно заявили в Доме в самом начале его деятельности на ювелирном поприще. И, надо признать, преуспели в этом: в 2008 году на свет появились два бриллианта фирменной огранки Flower Cut в форме цветка и Star Cut в форме звезды. Обе они поистине уникальны – если у классического круглого бриллианта 57-58 граней, то у Flower Cut их 65, а у Star Cut целых 77! Причем таким сложнейшим способом в LV обрабатывают не только крупные камни, но даже самые мелкие, в полмиллиметра.
Созданием бриллиантов, ограненных в такой необычной форме, занимаются не дизайнеры, а опытные мастера из города Нетании, в Израиле, – именно там ювелирный Дом закупает и гранит все свои бриллианты у компании Lili Diamonds. На сегодняшний день в мире есть всего несколько специалистов, которые знают, как исполнять эти две огранки.
Точно так же еще в 2006 году в немецкой компании Monblanc решили превратить в бриллиант свой неизменный логотип – звезду с шестью лучами, которая символизирует заснеженный горный пик Монблан. Эту сложную работу исполнил потомственный огранщик бриллиантов и владелец собственной мастерской Эрик Амерс, который успешно сотрудничает со многими европейскими ювелирно-часовыми брендами. Бриллиант Montblanc имеет 43 грани, и его можно видеть в женских украшениях, запонках и на колпачках пишущих инструментов The Meisterstuck Diamond, производимых брендом.
Бриллиант в форме фигурки Будды глава Schreiner Haute Joaillerie Герхард Шрайнер увидел у некоего ювелира с Востока – как выяснилось, тот уже целых двадцать лет экспериментирует с разнообразными фантазийными огранками. Шрайнер был поражен красотой камня и приобрел у мастера эксклюзивные права на Buddha Cut, а в 2013 году в Базеле уже представлял полноценную коллекцию собственных украшений с бриллиантовыми фигурками весом от 1 до 3 каратов.
Правда, для того чтобы стать обладательницей украшения с камнем более солидного размера, от 4 до 10 и более каратов, придется подождать: не так просто найти подходящий алмаз столь длинный и широкой формы в основе. И данный факт наводит на мысль о том, что бриллиантовых Будд от Schreiner Haute Joaillerie по определению много не будет.
Фирменные, запатентованные огранки еще трех ювелирных брендов далеко не так фантазийны, как вышеописанные, но не безыинтересны. Так, например, собственную огранку бриллианта в Van Der Bauwede придумал еще отец нынешнего главы бренда Максенса ван дер Боведе Пьер. Ювелир по образованию, он создал VDB Diamond в 1991 году и в его квадратной форме с 57 гранями сумел получить сияние как у бриллианта идеальной круглой формы. Увидеть этот камень, весьма близкий к появившейся позднее, но приобретшей большую популярность огранке «радиант», можно в коллекции обручальных колец VDB Diamond Solitaire.
Фирменный бриллиант Cento итальянского ювелирного бренда Roberto Coin – плод точно такой же тонкой и скрупулезной работы, как и упомянутые выше камни. Он был разработан с подачи Роберто Коина в 2003 году, имеет круглую форму со 100 гранями и сияет в постоянно пополняемой коллекции украшений, которая так и называется – The Cento Collection.
Американскому ювелирному бренду Tiffany & Co. принадлежат патенты на две эксклюзивные огранки: Legacy и Lucida. Lucida – сложноограненный бриллиант квадратной формы с широкими уголками, который сочетает в себе ступенчатую огранку «корона» и круглую огранку павильона, то есть боковой окружности. Две эти техники создают баланс между старой школой огранки, где акцент делается на линиях, и современной, где подчеркивается сияние камня. В свою очередь Legacy – это усовершенствованная огранка в форме «кушон» с калейдоскопом многослойных граней. Обе фирменные огранки можно видеть в обручальных кольцах Tiffany & Co. и их именами даже называются целые линии украшений.